Иерограммы древних славян. Ошибки в современной трактовке.

Я нисколько не считаю себя профессионалом в вопросах вышивки. И не покушаюсь на исследования достойных своего звания ученых. Просто я хочу задать ряд вопросов, которые невольно возникают при прочтении трудов последователей тех самых ученых.

Вот смотрите: на данный момент мы имеем только 10 славянских иерограмм, которые истолкованы с наиболее высокой точностью. Это символ дождя (или молока небесных олених-Рожаниц), так называемая “жаба с крючками” или разделенный ромб – символ плодородия и беременности, символ огня (представленный тремя огненными языками), роданика – символ грозы, два символа растений, ярга-свастика, солнечный крест, солнечное колесо, и “лунница”. (см. рисунок №1). [первоисточники - Рыбаков Б. А. Язычество древних славян., Берегова О. Символы славян., Институт философии АН СССР. Введение христианства на Руси]

Однако же, ряд исследователей, как они сами утверждают, изучая славянские вышивки, умудряются находить “новые” иерограммы. Причем, речь идет не о комбинациях вышеперечисленных иерограмм, благодаря которым получались новые символы (например спираль с солярной символикой означала циклическое движение солнца, время (см. рисунок №2)), а просто о ВАРИАЦИЯХ УЖЕ ИЗВЕСТНОГО, но преподносимого читателям почему-то с совершенно иным смыслом (см. рисунок 3).

(1 – по мнению О.Береговой символ Сварога, 2,3,6,7 – по мнению М.Б. Новикова и Т.А. Новиковой – символы огня, 4 и 5 – по мнению М.Б. Новикова и Т.А. Новиковой – символы солнца, 8 и 9 – по мнению М.Б. Новикова и Т.А. Новиковой – символы дома и дома с очагом.)

Вот смотрите: солнечный крест славян вписан в круг, крест кельтов выступает лучами за пределы окружности, но так же трактуется, как символ солнца (первоисточники Рыбаков Б. А. Язычество древних славян и Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов / Д. Фоли – перевод А. Помогайбо). Почему же тогда, если у разделенного ромба, известного как символ плодородия, продлить разделяющие его отрезки так, чтобы они выдвигались за границы фигуры, мы получим символ огня?

Или же иной символ: ромб с ромбом же в центре. Дилетантами трактуется, как символ солнца. С чего вдруг, позвольте спросить? Если ромб, то скорее уж символ плодородия: солнце старались вписать в круг. Есть, конечно, солярный символ, который близок к к ромбу – свастика. И это понятно: и она, и разделенный ромб, одинаково произошли от меандрового узора (см. рисунок №4). И все же: в любом солярном символе ЕСТЬ СПИЦЫ, уподобляющие его колесу. Их может быть четыре, восемь, двенадцать, шестнадцать и более. Главное, что их число делится на четыре, реже на два. И громовая “снежинка”-роданика является исключением. Но вот нет у ромба в ромбе спиц! Это раз. А во-вторых, этот символ имеется в другой хорошо известной иерограмме. Посмотрите на символ дождя: молоко льется из двух олених, а в центре круга – либо три точки, либо уже знакомый нам ромб в ромбе (см. рисунок №5), и трактуется он Б.А Рыбаковым, как женский половой орган – символ деторождения. Смешно? А мне, знаете ли, ничуть.

Опять – тот же многострадальный ромб, при условии продления четырех составляющих его сторон так, чтобы на вершинах получились “галочки”, почему-то, в глазах “исследователей” становится “срубом” – изображением дома, а если тиснуть в центр такого символа точку – аж домом с очагом. Удивительно, что четыре таких “дома с очагами”, сложенных в один разделенный ромб, наши предки рисовали на животе скульптурок, изображающих беременных женщин, на шкатулках и ларцах, для хранения зерна и на многом другом, что и позволило трактовать этот символ, как “беременность”, “засеянное поле” и “плодородие”.

Пострадало от неверной трактовки и солнечное колесо с восьмью спицами. Непонятно с чего, его сделали символом бога Сварога – покровителя огня, неба, кузнечного дела и пахоты.Обратите внимание: ничего из вышеперечисленного не ассоциируется с кругом, ни на плугах, ни на кузнечном инструменте этого знака исследователями не обнаружено (по крайней мере – пока). И последнее: если уж ссылаться на то, что Сварог связан с годовым циклом (двенадцать кузниц, двенадцать помощников и т.п.), то и СПИЦ НА ЕГО КОЛЕСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ДВЕНАДЦАТЬ, А НЕ ВОСЕМЬ!

Теперь взгляните на это (см. рисунок №6). Скажите, откуда взялись эти символы? Где они встречаются? Вы увидели их в узорах вышивок? Так ведь если поиграться и с точками для индекса на почтовом конверте можно получить и руны, и кирилличные буквы! Слабоватая аргументация, как ни крути. Но, даже если и предположить, что эти символы ловко зашифрованы в меандровый узор, то что дало вам повод трактовать их именно так? Например, в вашей стреле-“ветре” я вижу молнию, а в крестокруге-огне – солнце. Зачем же от балды расставлять значения?

(1,2,3 – по мнению О. Береговой символы земногоогня, 4 – по мнению О. Береговой, М.Б. Новикова и Т.А. Новиковой – символ птицы, 5 и 6 – по мнению О. Береговой – символы воздуха и пространства, 7 – по мнению О. Береговой символ папоротника, 8 – по мнению О.Береговой символ Мирового древа, 9 и 10 – по мнению О. Береговой знаки небесного огня, 11 – по мнению М.Б. Новикова и Т.А. Новиковой – символ Земли (планеты) с раскинувшимся по четырем (!) мирам Древом, 12 – по мнению М.Б. Новикова и Т.А. Новиковой – символ Мирового Древа, 13 – по мнению М.Б. Новикова и Т.А. Новиковой – символ либо Триединого женского божества, либо домашнего животного (лично я – так и не понял, а расстановка подписей под знаками в оргинале оставляет желать лучшего), 14, 15, 16, 17,18 и 19 – по мнению М.Б. Новикова и Т.А. Новиковой – символы животных.)

Так вот господа, уже в который раз за эти годы предлагаю: ставьте на новоделах соотвествующий лейбл, не выдавайте их за историческое наследие предков: они не были столь культурно бедны, чтобы нуждаться в ваших подделках.

Скрытень Волк


Обсудить на форуме.

На главную
Хостинг от uCoz