... А если легенды лгут?


А что, если легенды лгут?

Может ряд летописных и легендарных событий произошел не на Руси, а в дунайском Ругиланде? Апостол Андрей проще попал бы в Рим путешествуя не по Днепру, а по Дунаю; под стенами былинного Киева богатырь Дунай породил своей кровью одноименную реку; на Дунае были свои Киевы, Переяславли и Черниговы; наконец, былинный Днепр имеет три рукава в дельте, как и реальный Дунай…

Тогда может и путь "из варяг в греки" пролегал не по Днепру, а по Дунаю? Г. Лебедев, проводивший экспериментальное плаванье на реконструированных славянских судах по Днепру, не столько плавал, сколько вез корабли на тягачах по волокам. Более сулоходный Дунай ведет одним притоком практически в Полабье (к варягам), а основным устьем - на Балканы (к грекам).

Что если под названием "варяги", на Руси пребывал не только балто-славянский народ, но и западноевропейские наемники? "Вара" по немецки обозначает "клятва", да и летописи говорят о новгородской варяжской церкви с "латинским попом". Противоречий нет - просто существовало два созвучных понятия…

Может быть, Аскольд и Дир не были полководцами Рюриковой дружины? Вполне возможно, что они представляли собой последних потомков династии Кия - основателя Киева, что и обусловило их отказ подчиниться наследникам Рюрика - Олегу и младенцу Игорю.

Может, не было никакой бури, уничтожившей Аскольдов флот? Куда вероятней, что русы, получив откуп, не видели смысла задерживаться под стенами Константинополя, и Византия, поддерживая миф о собственной непобедимости, в своих летописях превратила "отход" врага в его "бегство", а разразившаяся позже буря дополнила образ христианского чуда…

Может быть, Крещение Руси Владимиром было вторым по счету? Есть сведения, что византийцы крестили Аскольда и Дира с частью их дружины. К тому же ведь и соборную Ильинскую церковь в Киеве построили еще до крещения княгини Ольги. Нелишне будет упомянуть, что на месте легендарной Аскольдовой могилы стояла Никольская церковь, а в привычки христиан входит возводить храмы на месте погребения своих святых или иноверских требищ, но уж никак не на костях язычника. Хотя… Все христианство стоит на костях язычников.

Может, первое христианство на Руси было сметено Олегом и Святославом? Первый убил князей Аскольда и Дира, а второй разрушил христианскую церковь (фундамент киевского капища оказался наполнен битым шифером и осколками штукатурки со следами фресок) и удалил из своей дружины христиан (летопись показывает, что все воины князя клялись языческими богами).

Может быть, и не было змеи, убившей Олега Вещего? Вполне возможно, что эту версию о смерти князя сообщили дружине враждебные ему волхвы, вернувшиеся с мольбища без нелюбимого ими князя.

А если те зверства, которые византийская хроника приписывает войскам Игоря (а именно - распятие, медленный расстрел, вбивание в головы гвоздей), совершали не язычники-русы, а наемные нурманы-христиане, черпавшие свое "вдохновение" в Библии (распятие Христа, Петра и Андрея, расстрел Себастьяна, терновый венец Иисуса и пр.)?

А князь Игорь? Может и он погиб не от рук древлян, а по вине собственной жены, наследовавшей от него власть? Ведь сколь нелепым выглядит рассказ вернувшейся в Киев дружины, согласно которому Игорь (только что получивший богатый откуп из Византии), видя нищету своих воинов, решил собрать аж третью за неделю дань, а потому отпустил в столицу большую часть ратников (резоннее в такой ситуации было бы поступить наоборот - дождаться подкрепления) и, как следствие, погиб в неравном бою. И неужели убийцы князя были настолько глупы, что встретили рать его жены пиром (на котором им, кстати, перерезали глотки)? Да и летопись древлянской земли, где говорится, что Ольга убила у них своего мужа, нельзя оставлять без внимания, как и подтверждающие это слова Иоанна Цимисхия, сказанные Святославу.

Какого рода была княгиня Ольга? В летописях говорят, что ее имя была Предслава и что она была из Пскова-Плескова. Но в Болгарии есть город Плиска, а сама ее столица тоже зовется Преслава. Может, летописец просто неправильно понял историю болгарской княжны?

А было ли сватовство императора Константина к княгине Ольге? Историки полагают, что речь шла о междинастическом браке сына русской княгини и дочери базилевса. А также они развивают версию следующим образом: Ольга предлагала брак, а византиец требовал вассальной присяги, что и послужило причиной неудачи мероприятия.

Может и Святослав не от трусости или "варварской" грубости отказался от поединка с Иоанном Цимисхием? Скорее всего, князь не верил в честность императора, известного интригами, убийством и предательством.

Может быть, была не случайной печенежская засада у днепровских порогов? Есть сведения, что, пока войска Святослава готовились к отступлению, христианский император Иоанн Цимисхий направил архиерея Феофила к печенежскому князьку Куре.

Спорен и патриотизм князя Владимира: некоторые ученые считают его сыном не простой рабыни, а пленницы знатного хазарского рода; и что воспитанный ее братом Добрыней отпрыск с младых ногтей впитал в себя ненависть к славянам, стершим с лица земли разбойную родину его предков. Вполне объяснимо тогда и первое княжеское братоубийство: хазары исповедовали иудаизм, где родство считается по матери, поэтому других детей Святослава Владимир мог не считать за родичей.

А не случилось ли так, что христианские мученики-варяги, казненные при Владимире, не словом Божьим увещевали взъяренную толпу, как положено христианам, а совершенно по-варяжски сдерживали ее оружием? Летопись ведь говорит не о том, что варягов просто схватили, а что их смогли взять, только подрубив под ними крыльцо.

Может, и Владимир взял Корсунь не ради шантажа императора Василия, а наоборот, помогая последнему разбить городской мятеж? По последним исследованиям получается, что русские войска примерно в одно и то же время громили восставшую армию Варды Фоки и брали упомянутую колонию.

Был ли Владимир I тем самым Владимиром Красное Солнышко? Да, при Крестителе были и стычки со степняками, и богатырские заставы… Но Илья Муромец жил позднее - во времена Владимира Мономаха, и княгиня Евпраксия (былинная Апраксия) была сестрой оного князя. Не исключено тогда, что и прозвище, и добрая слава были унаследованы "робичичем" от другого тезки - болгарского царя-язычника Владимира Хоросате.

Может, крещение было принято не столько от Византии, сколько от Болгарии? Ряд ученых вполне состоятельно аргументирует эту версию.

А столь ли благочестиво происходило крещение киевлян? Летописец скрыл слово "сумятица" за изложением того, что язычники стояли в воде кто по пояс, кто - по грудь, кто-то ходил с места на место, детей же держали на руках, а не окунали, как положено, в воду…

А "казнь" Перуна Владимиром? Мог ли идол, диаметр которого составлял 1,8 метра, быть привязан к лошадиному хвосту (расправа, больше свойственная степнякам, нежели русам) и увезен таким образом к Днепру? Да и что должен была обозначать этот ритуал? Позор и бессилие старого бога? Или же его мистические проводы, подобные похоронам Ярило (река - граница миров, конь - проводник через грань, а двенадцать человек, бьющих идола дубьем - двенадцать месяцев года или же само беспощадное время)?

Может, и Владимир не столь уж сильно радовался воцарению христианства. По летописи ясно видно, что своими словами и поступками он насмехался над церковью, напоминал ей о ее же вере: отказ казнить разбойников со ссылкой на "не убий", глобальная раздача княжеских богатств нищим и т.п.

"Христианский тезис [был намеренно] доведен Владимиром до абсурда Иванушки [-дурачка]" - считает исследователь Георгий Прошин.

Может быть, не Никон и Нестор были первыми летописцами на Руси? Академик Б. А. Рыбаков небезосновательно полагал, что существовала дохристианская летопись, многие рассказы и легенды которой легли в основу известных нам "Повестей…"

Увы, летописцы не были людьми, беспристрастно анализирующими и передающими события: менялись времена, менялась политика, и глядишь - новый переписчик уже удаляет нечто неугодное из летописи и добавляет свое, что-то утрирует, а что-то старается развернуть, восполняя недостаток сведений преданиями и домыслами. Не столь монолитна и народная память: время заставляет забыть одни события, ставшие уже легендой, а другие - украсить новыми сказочными чертами. Бывают предвзяты и небрежны и современные исследователи… Огромный амбар истории, полный плевел… И где-то в них спрятаны зерна истины…

У меня лежит на столе осколок сосуда, которому больше тысячи лет. В музее Старой Ладоги хранятся обломки варяжских мечей и монет. Где-то раскопаны Перынь, Збручское мольбище и Черная могила. В Воронежской области до сих пор помнят некоторые обряды. В Москве и Вятке язычники пытаются воссоздать древние общины. И в то же время - петербургские неоязычники славят Крышеня, а магазины полнятся псевдославянской мишурой. Зерна истины. Если мы не найдем их, то станем такими же мертвыми обломками, как эти черепки и кости, такими же экспонатами последующих музеев, как осколки идолов и бусин. Мы должны найти истину. А, найдя - засеять ею доброе поле разума и взрастить, наконец, тот урожай, имя которому - язычество славян.

Лифантьев С. С. (Скрытень из рода Одинокого Волка) - выдержка из книги "Азбука начинающего язычника" 2007 г.


Обсудить на форуме.

На главную
Хостинг от uCoz