Размышления о протопантеоне


Согласно реконструкции голосового аппарата неандертальцев, проведенной Ф. Либерменом и Э. Крелином, самые древние из них обладали лишь 10% речевых возможностей современного человека из-за отсутствия камеры-резонатора в верхней части горла (находки в Ла-Шапень-о-Сен). Но эволюция не стоит на месте, неандертальцы преобразовывались анатомически вплоть до превращения в кроманьонцев, и речевой аппарат прогрессировал вместе с ними (у африканских неандертальцев он был совершеннее, у ближневосточных - почти современным, а у кроманьонцев уже были все возможности речи, известные нам сегодня). Опираясь на эти факты, я склонен предполагать, что много современных понятий, схожих по звучанию и смысловому значению корней, ведут свое начало от неких универсальных слов времен ранних неандертальцев (ок. 150 тыс. лет назад). Исходя из того, что следы первых культов зафиксированы именно во времена Homo sapiens neandertalensis (в том числе и проживавших на территории языковых предков славян (Малая Азия, район Анатолии), территории протославян (между реками Одером, Днепром, Дунаем и Припятью) и на землях Древней Руси), я предполагаю, что представления о некоторых славянских божествах зародились еще в ту эпоху. И в этой главе я хотел бы представить вашему вниманию собственные этимологические исследования, основанные на трудах Б. А. Рыбакова и Ю. Д. Петухова по изучению богов древнеславянского пантеона (Лады, Рода, Велеса и Купалы). Согласно предложенному ими методу, сначала я выводил корень и его значение из имени того или иного божества, потом искал однокоренные понятия, оперировал с найденным (стараясь свести к минимуму свой дилетантизм) и делал выводы из полученных результатов. Приведенная ниже реконструкция пантеона праславян (от 8 до 3,5 тыс. лет назад) не претендует на стопроцентную объективность. И все же мне хотелось бы надеяться, что я не слишком часто ошибался. Итак...

Велес.

Корень общего понятия "вел", "вол", "бел", "бол", "вл". Однокоренные слова - величие, величина, власть, волочь (глаг.), веление, воля, волот (великан), большой/-ая/ое/-инство, большак (нариц., означающее главу семьи или начальника артели), белый, блеск, боль, болтать (встряхивать), волос. Все понятия делятся на четыре группы:

а) "волос", скорее всего, произошло от представления людьми этого бога в виде медведя; а охота на указанного зверя, предположительно, породила такие понятия, как "боль", "болтать" и "волочь";

б) "величина" и "большой" указывают на некий размер, превосходящий понятия людей о его норме; "волот" и "великан" - (согласно былинам и сказкам) герои, отличающиеся огромным ростом и силой;

в) "Величие", "власть", "веление" и нариц. "большак" говорят о возможности управления некой живой единицей (человеком, животным и т.п.) или некой частью общества; "воля" же обозначает право самому принимать решения;

г) "белый" и "блеск" - цветовые обозначения, мало о чем говорящие, если касаться поздних определений Велеса, но если вспомнить, что с древних времен вплоть до двадцатого века русские люди именовали окружающую их реальность "белым светом"...

Итак, большие размеры, власть, "белый (Велесов) свет"... Может быть, я слишком тороплюсь с выводами, но, по-моему, в образе Велеса проглядывают черты верховного демиурга, создававшего и воплотившего собой Вселенную. Возможно, что 60 тыс. лет назад его так и почитали, а потом Велес уступил свои функции Всеобщей Матери (процесс занял около 55 тыс. лет и окончательно завершился ок. 3 тыс. лет до н.э.), которая чуть позднее уступила их Роду (ок. 2800 лет до н.э.). А сам Велес-Белобог за это время "превратился" в бога зверей и охоты, а позднее "взял на себя ответственность" и за плодородие.

Купало.

Корень общего понятия "кап", "куп", "кп". Однокоренные слова - капа (череп), капля, купол (возм. наличествует в латинском языке от индоевропейского "капа" - череп, свод), кипение, кипяток, купание, купель, кипа, капкан, английское "cup" - чаша. Все слова делятся на три группы:

а) "капля", "кипяток", "купание" и "купель" связаны с водой;

б) "капа" (череп, свод, чаша) и купол указывают на округлую форму;

в) та же "капа" (череп) и "капкан" (пасть?) явно связаны с упомянутой частью человеческого скелета.

Не вошли в эти группы два понятия: "кипа" и "купля". Первое обозначает груду какого-либо материала, возвышение (поэтому вполне может относиться к группе "б"), второе же может быть заимствованием у готов, в языке которых есть аналог - "kaupon" (что объясняет наличие в нашем языке таких слов, как собственно "купля", "скупость" и "совокупность", которые могут быть объединены понятием "единство" или "единение"). "Кипение" же, если вспомнить о "кипе", может обозначать стремление воды вверх, но также оно может (если вспомнить о группе "в") являть собой еще и метафорическое обозначение мыслительного процесса.

Полагаю, что будет нелишним дополнить образ Купало через его однокоренного аналога - Аполлона, солнечное божество.

И вот, после всех этих исследований перед нами предстает образ бога солнца, дождя и, возможно, разума.

Кстати, связь солнца с дождем проглядывает и в общем корне этого явления с именем другого солярного божества - Даждьбогом ("даждь" - дающий, "дождь" - данный(?)), а также в сохранившемся до сего дня названии моросящего дождика при ярко светящем солнце - "красавицыны слезы".

Лада.

Корень общего понятия - "лад". Однокоренные понятия: лад (порядок), ладно (обозначение нормы или согласия), слад (нечто вроде договора или компромисса), ладование (пение весенних песен), ладувание (гадание о женихе), ладонь, ладить (создавать или приводить в порядок), сладкий, услада. Все понятия характеризуют Ладу как богиню мира, порядка и семьи.

Мокошь (Макошь).

Корень общего понятия: "мок", "мк". Однокоренные слова - мокнуть, мокрота, мощь, можно, могущество, могила, смыкать, замыкать, отмыкать (понятия соединения), мыкать ( в обороте "горе мыкать"), умыкать (воровать). Все понятия делятся на четыре группы:

а) "мокнуть" и "мокрота" связаны с большим содержанием влаги;

б) "мощь", "могущество" и "можно" говорят о расширенном спектре возможностей;

в) могила - земляное захоронение;

г) понятия соединения и однокоренное его отрицание - "смыкать", "отмыкать", "замыкать", "мыкать", "умыкать".

Первую и третью группу объединяет древнерусское обращение - "Мать Сыра Земля", а вторую и третью - былинный сюжет, согласно которому некоторые богатыри получали свою необоримую мощь от Земли. Четвертая группа может обозначать как хозяйство (замкнутое в амбаре добро), так и неотделимость человека от судьбы.

И вот, перед нами вырисовывается образ богини земли, урожая и влаги.

Дополняет изыскания и полученный образ (подтверждая правильную трактовку четвертой группы) двухкоренная трактовка имени Макошь - "Мать Судьбы" или "Мать Достатка" .

Морана.

Корень общего понятия: "мор", "мр". Однокоренные слова - смерть, мрак, мор, море, мороз, морение (процесс обработки дерева), умаривание (редко употребляемое ныне обозначение растянутой по времени смерти), морок (туман, призрак), марево (туман, жаркий воздух), хмарь (туча, нередко - градовая). Все понятия делятся на три группы:

а) "смерть", "мор", "морение" и "умаривание" обозначают прекращение жизненных процессов;

б) "море", "мороз", "морок", "марево" и "хмарь" - природные явления, враждебные человеку;

в) "мрак" обозначает ночь и темноту.

Таким образом, перед нами предстает богиня смерти, несчастий, ночи и зимы.

Стрибог.

Корень общего понятия "стр". Однокоренные слова - стремительность, стрела, стрижка (процесс срезания), ястреб, стриж, стрекать (старорусск. жалить), стрепет, струг (деревообрабатывающий инструмент), стружка, струя, стрежень, страх, стаж, острота, стрый (старый), страна, сторона, стремя, стремление, стремнина, стремглав, встреча, встряска, трепет (встрепенуться), страда, страдание, странствование (странствие), страсть, странность. Разделяются все понятия (очень условно) на шесть групп:

а) "стремительность", "ястреб", "стриж", "стрепет" "струя", "стремление", "стремнина", "странствие" и "страсть" говорят о движении (физическом и духовном), причем, как правило - резком и быстром;

б) "стрела", "стрекать", "стрижка", "струг", "стружка", "острота" и "страда" (жатва) объединены факторами остроты и срезания, что может быть соотнесено как с группой "а", так и с "г";

в) "страх", "встряска", "трепет" и (возможно) "страдание" (в более поздней смысловой форме) - возможные последствия столкновения человека с ветром; но также (предположительно) они могут быть связаны с группой "г";

г) "страж" (сторож) - вооруженный охранник, и "стремя" - приспособление для упора ног всадника, позволяющее нанести удар в полную силу, оба эти понятия наравне со "стрелой", "стрекательством", "остротой" и "истеблением" связаны с воинской функцией ;

д) "страна", "сторона", упомянутое выше "странствие" и "встреча" говорят о неком свободном пространстве (годном для свободного перемещения воздуха и воинских столкновений) и передвижениях по нему;

е) "стрый" (старый) и "странность" говорят о личных чертах божества - почтенном возрасте (в народном представлении ветер - лысый старик) и непонятной природе (движение воздуха тысячи лет было необъяснимо).

ж) "струя", "стремнина" и "стрежень" объединены понятием течения воды ;

Изо всего этого можно сделать вывод о Стрибоге как о божестве ветра, свободного пространства, движения, войны и воды (или ее течения).

[Сразу же оговорю возможные ошибки: слова "страва" (погребение умершего) и "стройка" не связаны с корнем "стр". В обоих случаях "с" является приставкой, а корни абсолютно разные. У первого понятия ныне имеется значение "избавляться от ненужного" (в форме "стравливать") и синоним "сбагривать" (буквально "с багра <сбрасывать>"); поэтому "страва" могла обозначать "уборка с травы (тела)". А "строить" вообще ведет свое начало с тех времен, когда жилищем славян были крытые шкурами шалаши, которые создавались путем страивания - совмещения трех жердей.]

Ярило.

Корень общего понятия: "яр". Однокоренные слова - яркость, ярость, ярмо (хомут для крепления плуга), ярлык (отметка), яровые (семена для посадки весной), ярь (половой орган). Все понятия сводятся к двум - плодородию и жизненной силе (также видна их связь с весной (временем любви и красок) и солнцем (источником света и жизни)), которые и являются функциями бога Ярилы.

С моей точки зрения, наибольшее количество однокоренных понятий в различных аспектах жизни людей говорит о наибольшей древности того или иного божества. Теперь я предлагаю перейти к богам, появившимся несколько позднее, а потому имеющих, соответственно, меньше однокоренных понятий.

Жива.

Корень общего понятия: "жив", "жф". Однокоренные слова - жизнь, живот (область тела и старорусское название жизни), жир, жито (хлебные злаки), живица (кровь). Все понятия сводятся к жизни и ее обеспечивающим (хлеб, жир, кровь). Из чего напрашивается явный вывод: Жива - богиня жизни, а также, возможно, здоровья и достатка.

Леля.

корень общего понятия: "лель". Однокоренные слова - "лелеять" (бережно обращаться), люлька (колыбель), лепота (красота), лёля (крестная мать), лёлика (тетка), лиля (кукла), лёлис (светлый). Все понятия сводятся к трем - ребенку, родственным связям и красоте. Исходя из перечисленного, можно представить Лелю покровительницей красоты, младенчества и семьи.

Перун.

Корень общего понятия: "пер", "пр". Однокоренные слова - переть, распирать, напирать, перо, перст, пря, первый/-ая/-ое, правота, правда, прок, пере- (приставка). Большинство понятий говорит о приложении силы - давлении и ударе . Нелишне вспомнить и о том, что на Украине "перун" обозначает, собственно, гром, треск, грозу. Еще я полагаю, что от корня "пр" происходит слово "парень". "Пря" издавна являет собой конфликт - от устного спора до боевого столкновения. Влияние корня "пр" заметно в понятиях обозначающих сам вышеуказанный конфликт - "против", "противник", "противодействие", "противостояние" и т.п. Приставка "пере"- (которую, я полагаю, не стоит сбрасывать со счетов) в ряде случаев обозначает столкновение (напр. "переплет", "перехват") или любое действие, в котором участвует сила (напр. "переворот"). Инструментами приложения силы являются: у человека - персты (пальцы), а у птицы - перо (его необходимость для полета можно оценить, наблюдая за линяющими птицами). Слово же "прок", означающее "польза", "результат деятельности", могло происходить от понятия военной добычи.

"Есть еще одна группа однокоренных слов - это "правда", "правый", "правильный", "право", "справедливость". Все они указывают на некоторые нормы поведения, законы (стоит вспомнить о том, что "Правдой" в Древней Руси именовался кодекс законов), которые, опять-таки, защищались, в частности, силовыми методами. " (Лифантьева Ю.В.)

В эту группу можно так же добавить понятия с общим смыслом "делать правильным", такие как "управлять" (своей властью не допускать несчастий и неправоты) и "исправлять" (устранять недостатки; на неживом предмете - доработкой, у живого человека - судом и справедливым наказанием, которое могло быть как управой, так и расправой).

Итак, довольно легко сделать вывод, что Перун - бог грозы, войны, справедливости, воздаяния за зло и, возможно, любого применения силы. Но мне хотелось бы обратить ваше внимание на следующие факты:

а) родственность корней "пер" и "стр";

б) "стихийные" функции Перуна и Стрибога;

в) схожесть упомянутых богов в военных функциях (см. выше исследования имени "Стрибог".

Исходя из перечисленного и факта того, что Перун - относительно молодой бог, можно предположить, что некогда (ок. 2800 лет до н.э. - 5 в. н.э.) образ Стрибога, как и его функции, разделился надвое, после чего сам Стрибог стал "отцом ветров", а война и небесная вода отошли к Перуну.

Род.

Корень общего понятия: "род", "рд". Однокоренные слова - "род" (община людей, объединенных родственными связями), "рождение", "урожай", "рдение" (покраснение, раскаливание), "родиа" (шаровая молния) и "родник". Все понятия сводятся к двум - рождению (зарождению) и грозе. "Рдение" связывает эти понятия ("рдяной" (красный) цвет - символ жизни, а шаровые молнии и зажженные ими пожары также характерны красным цветом). Учитывая, сколь много важных для славянина понятий связано с родом/зародом/рождением и вообще с источником всей жизни, можно предположить, что данное божество - не просто бог плодородия, но сам небесный отец богов и создатель Вселенной. Может быть, он был самостоятельным божеством, а может - просто нарицательным именем Велеса (см. выше исследования имени "Велес"). Известно одно: около 3 тыс. лет до н.э. принадлежавшие некогда Велесу функции верховного демиурга перешли к нему, и люди знали уже двух божеств - Великого Рода и Скотьего Велеса.

Сварог.

Корень общего понятия: "свар", "вар", "рар". Однокоренные слова - "сварга" (индоевроп. "небо"), "вар", "варка" (термическая обработка), "рарог" (огненный дух) и производное от него "рюрик" - сокол. Все понятия сводятся к двум - небу и огню, а объединяет их огненный сокол рарог. Исходя из этого, можно предположить, что Сварог - бог неба и небесного огня (молнии?). Дополняют картину и старые легенды, говорящие о Свароге как о кузнеце, пахаре и отце солнца.Образ этого божества похож на образы вселенских демиургов - Рода и Велеса (см. выше). Можно предположить, что фигура Сварога со временем потеснила Рода и Велеса, или что вселенную создавали три бога, а не дин, или же что функции богов разделились следующим образом: Род стал богом вселенной, а Сварог - богом околоземного неба.

[Маленькая сноска. Согласно моей реконструкции, титул верховного божества "наследовался" следующим образом: ок. 60 тыс. лет назад - Велес (Велобог), ок. 8 - 3 тыс. лет до н. э. - Всеобщая Мать (Мокошь, Земля), ок. 2800 лет до н.э. - Род, 1 тыс. лет до н.э. - Сварог, Х век н.э. - Перун.]

Исключением во всем этих исследованиях является древнейшее божество - огонь. Он не имеет имени, но одни лишь нарицательные: огонь (индоевроп. "агни"), зной, пламя (общеевроп. Flame), жар, жиж, пек, смага, полымя, полыхание, сполох (старорусск. - испуг, суета, метание). Но это еще не значит, что славяне не считали его божеством (как неосторожно считает Л. Т. Мирончиков), поскольку уже само именование огня Сварожичем (т.е. сыном Сварога) ставит его в один ряд с богами. А что до имени, то оно может быть следующим:

1) некое слово, имеющее корень "пл" или "фл" (от "пламя", "полымя", "полох", немецкое "флаг", английское "flame");

2) Знич (от "зной", "кузница", "знак" (в смысле - выжженный символ, который сейчас называют "тавро"));

3) собственно Огонь, как общеиндоевропейское.

Не стоит забывать еще об одном божестве (на которое, кстати, я "наткнулся" совершенно случайно). Этот бог считался весьма вредоносным, что, возможно, и послужило причиной почти полного забвения его имени (скорее всего - через табу ).

Обратите внимание, насколько схожи по смыслу и звучанию следующие понятия: "анчутка", "ичетик", "черт", "шут", азиатские "шайтан" и "шульгун" (шликун), монгольское "чуткур". Все это - названия различных видов нечисти. Стоит вспомнить и такие слова, как "шутка" (нередко злой розыгрыш), "шерсть" и "черный". Эти детали присущи нечистым практически во всех моментах славянского (и не только) фольклора. Скорее всего, речь идет о неком вредном божестве, в имя которого входит корень "чт" или "шт".

Я предполагаю, что как благой волосатый Велес стал табуированным Велобогом-Белобогом, так и его антипод - злой и шерстатый Шут (Черт) превратился со временем в Чернобога. [Очень печально видеть, как у народов Прибалтики меньше, чем за последнюю тысячу лет, грубо слились эти два божества, и черта стали называть Велнис или Вельянис - примечание Лифантьева С.С.].

Вот каким, по моему мнению, был древнейший пантеон языковых предков славян, и какие изменения происходили с ним в последующие времена.

(отрывок из книги С. Лифантьева "Азбука начинающего язычника").


Обсудить на форуме.

На главную
Хостинг от uCoz