О похвале и стимулировании

Здесь принцип весьма прост: хвалите! Ваше одобрение значит больше сотни “наградных” шоколадок. Но, не скупясь на похвалу, помните, что она должна быть объективной и искренней, и старайтесь не делать ее утрированно-эмоциональной: “Ах, ПОКАКАЛ В ГОРШОК!!!! Какой МОЛОДЕЦ, УМНИЦА!!!!!”, не приучайте к “аплодисментам” за выполненное правильно действие. Эмоции хороши в меру: так, чтобы ребенок их ЗАМЕТИЛ (слишком сдержанная реакция может просто остаться незамеченной), но без наигранности – не эмо растим! “Дежурная” похвала тоже неприятна ребенку (точно так же, как и вам!). Если он, скажем, принес вам рисунок или поделку и ждет оценки, то хотя бы ПОСМОТРИТЕ ВНИМАТЕЛЬНО, это не займет так уж много времени и сил (если уж совсем некогда, можно договориться посмотреть чуть позже), и вместо брошенного, даже не обернувшись “Молодец, хорошо…”, выразите хоть минимум заинтересованности: “А это что у тебя?”, “Вижу, ты нарисовал дом, так?”, можете дать совет: “А еще здесь бы неплохо смотрелись бы пара деревьев!”, “Крышу можно раскрасить красным”, “Меч у воина слишком короткий, сделай-ка его чуть длиннее”. Не стесняйтесь дать и прохладную, и даже негативную оценку, если знаете, что ребенок может сделать гораздо лучше, но при этом будьте осторожнее в выражениях, тактичности никто не отменял – опять же, вспомните, как сами реагируете на критику!

Еще – не стоит приучать к обязательной похвале за уже неоднократно повторенное, “отработанное” действие. Это особенно касается самых маленьких детей, которые только-только учатся всем необходимым навыкам – есть-пить-одеваться самостоятельно, ходить на горшок, умываться, а также развивающих занятий. Когда ребенок впервые сделал свои дела на горшок, а не в штаны – это действительно заслуживает бурной похвалы. Но, согласитесь, плясать от восторга каждый раз, когда он это делает, и так день за днем многие месяцы – не просто смешно и излишне, но даже вредно: так формируется демонстративность поведения, закладывается понятие обязательности стимула для каждого ожидаемого действия (именно в таких семьях потом обычной становится “плата” за каждую пятерку и убранную игрушку).

Стимулирование в форме бурной эмоциональной похвалы или даже награды может и, более того, должно периодически происходить, но не следует делать его доминирующей формой ваших взаимоотношений с ребенком. В основном “положительный эффект” от правильного поведения, правильного выполнения заданий лучше делать в той или иной форме косвенным, не стараться дополнительно привязать его в сознании ребенка к действию последнего: “Вот ты сделал то-то, вот ЗА ЭТО я сделаю то-то…”. Чаще всего это и не требуется: стимулом для развивающего занятия, чтения, рисования, например, в норме должно становиться САМО ЭТО ЗАНЯТИЕ, оно должно быть интересным для ребенка (или, в более старшем возрасте – он должен осознавать его необходимость, пользу для него самого вне непосредственного стимула-поощрения: учить уроки не всегда интересно, но я учу их не потому, что мама мне за это даст посмотреть мультики, а потому, что ХОЧУ хорошо учиться, это мне нужно), стимулом для хорошего поведения – хорошее отношение родителей, покой и мир в семье. Но совсем отказываться от стимулирования в виде материального поощрения (в той или иной форме) тоже неверно – это одна из моделей человеческих взаимоотношений, и ребенок должен знать и уметь применять в том числе и ее, но при этом не выводя на первое или даже одно из первых мест. Поэтому просто используйте его не часто, за действительно серьезные заслуги, и не превращайте в “купи-продай”, устанавливая “обменный курс” полезных дел на вкусности, время за компом и карманные деньги.

Если ваша жизнь сама по себе организована таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя нужным, полезным, ощущал себя именно частью (не центром! не обузой!) семьи, если в ней достаточно возможностей для интересного и активного времяпровождения, нескучного получения знаний и навыков, но при этом он будет знать и контраст в виде адекватных, но достаточно серьезных наказаний за проступки и “баловство”, то сама такая жизнь и будет являться для него достаточно мощным стимулом, которым нужно дорожить и который можно потерять.

Рябинка Волчица




Обсудить на форуме.

На главную
Хостинг от uCoz