Счастливый ребенок

Ребенок должен расти счастливым. Это аксиома. Но почему-то этот простой тезис чаще всего норовят либо (чаще всего) исказить, либо же (из эгоизма/равнодушия или насмотревшись на искажение) вообще отрицать/игнорировать.

Почему-то огромное количество родителей считают, что счастье ребенка в семье измеряется:

1. Количеством и качеством затрат на него: наличием уютной комнаты, игрушек, книжек, вкусностей, развлекательных мероприятий и исполнением желаний ребенка в материальном плане (“Хочу то!”, “Купи это!”, “Купи вон то!”). К этой категории обычно относятся сторонники “одного ребенка в семье” или вообще бездетные пары, которые “еще не создали будущему ребенку необходимых условий для счастья”. В разговоре на вопрос “Почему вы не заводите ребенка (второго ребенка)?” они начинают перечислять, сколько на него нужно потратить, и живо описывать те страдания, которые он испытает, если ему не будет куплено все перечисленное из огромного списка, каким ущербным и обделенным будет себя чувствовать.

Да, будет. Но только и исключительно в том случае, если вы сами вдолбите ему в голову, что он ОБЯЗАН БЫТЬ несчастен из-за того, что вы не можете купить ему двадцатого человека-паука на батарейках. А вы вдолбите, потому что вы сами искренне верите в это. Потому что вы сами несчастны от того, что не купили этого дурацкого паука.

Запомните: реальные потребности ребенка (как и вообще любого человека) в комфорте более чем скромны: был бы не голоден, одет и в тепле, остальное – вариации. Вариации, которые закладываете в него в первую очередь вы сами. Конечно, сверстники и сверстницы будут хвастаться человеками-пауками, новыми кофточками и навороченными мобильниками, но заденет вашего ребенка это тогда и только тогда, когда ему либо непосредственно вдолбят, что навороченность мобильника и есть мерило счастья, либо будут втирать, что “не в деньгах счастье”, но не продемонстрируют реальной альтернативы в виде иных приоритетов.

2. Количеством и качеством проводимого с ним времени: занятий, мероприятий, игр, всяких кружков-секций-бассейнов-танцев. Это мнение ближе к истине, но тут тоже есть свои нюансы. Да, при таком подходе вы воспитаете хорошо развитого интеллектуально и физически ребенка (опять же, если не будете впадать в крайность “в среду и пятницу бассейн, в понедельник и четверг карате, в воскресенье танцы, в субботу и вторник английский, а дома ежедневно – математика, чтение, логика, рисование, лепка”, которая быстро доведет и ребенка и вас до нервного истощения), но проводя с ним слишком много времени, вы сделаете его несамостоятельным и эгоцентричным. Если в первом случае вы растите потребителя материальных благ (“Хлеба!”), то во втором – потребителя услуг (“Зрелищ!”), и не забывайте, что оба этих варианта суть составляющие одного и того же лозунга, и лозунг этот не из тех, которые я хотела бы видеть смыслом чьей бы то ни было жизни.

Следует помнить так же вот о какой “изнанке” такого подхода: как ни парадоксально, чем больше времени выделяется непосредственно “на ребенка”, тем больше пропасть между ним и семьей в целом, получается – его жизнь (и все действия мамы и папы для оптимизации этой жизни) отдельно, а все прочие заботы и радости семьи – отдельно.

Вы удивитесь, но для самого ребенка гораздо важнее, когда он идет с папой в лес (именно когда в лес нужно ПАПЕ, а не “вывести ребенка”), чем когда папа с ним в бассейн. Ему крайне важна причастность к делам взрослых (означающая степень доверия к нему, восприятия его одним из семьи), а именно ее-то при таком подходе катастрофически не хватает!

Так когда же счастлив ребенок? Как любой другой человек – когда в его жизни правильно расставлены приоритеты, и они в достаточной (но не абсолютной) степени выполняются. Когда его жизнь интересна, разнообразна, но не перенасыщена впечатлениями. Когда в ней гармонично распределено время, которое родители проводят непосредственно с ним (играя, читая книжку, занимаясь, гуляя), время, которое ОН ПРОВОДИТ С РОДИТЕЛЯМИ (помогая, участвуя или просто сопровождая их в ИХ мероприятиях) и время, которое он проводит один или с другими детьми (т.е. без родителей). Когда у него есть возможность бывать в интересных местах (причем таковыми вовсе не обязательно должны быть исключительно цирк-зоопарк-театр-курортвтурции и т.п. – гораздо интереснее и полезнее для него будет как можно чаще выбираться в лес, в деревню, в поход, просто на прогулку по городу). Когда он (сообразно возрасту, конечно) в достаточной степени самостоятелен, и родители не трясутся над каждым его шагом. И, конечно же, когда в семье в целом хорошие отношения, когда родители любят друг друга, а возникающие трудности не стремятся спрятать от него, но дорого ценят и учитывают каждую его (пусть трижды наивную) попытку помочь им. Когда родители не “вымещают” на нем и друг друге личные проблемы, когда в семье царит атмосфера поддержки и взаимопонимания. Когда его хвалят и наказывают – за дело. Когда его ценят. Когда ему доверяют. КОГДА ЕГО ЛЮБЯТ.

Любите своих детей и будьте счастливы!

Рябинка Волчица




Обсудить на форуме.

На главную
Хостинг от uCoz