Славянские храмы в вышивке


Наконец-то закончила полотенце для Красного угла во временном домике на своей земле. Это - первая моя работа (не считая одежды), которая не будет подарена богам, сохранившись только в виде фото, а останется в доме. На полотенце вышиты, как нетрудно понять, два вида храмов. И в данном случае это - не авторский новодел, а реплика (за исключением пары слегка измененных мелких деталей) с вполне исторической вышивки, уникальной в своем роде: еще Б. Рыбаков в своей книге "Язычество древних славян" приводил подборку вышивок с изображением стилизованных храмов, но везде в них, несмотря на определенные архаичные черты, наводящие на мысль о существовании более древнего прототипа, позже дополненного христианизированными деталями, вполне узнаваемы церкви с характерной для них символикой (купола, кресты).

Тот же Рыбаков писал об археологической находке времен Триполья: так называемом "печном храме". Это было небольшое здание с находящейся в нем большой кувшинообразной хлебной печью и множеством статуэток богинь. Да и с детства знакомая сказка про нерадивую девочку, братца которой унесли гуси-лебеди, заставляет задуматься: а что же за "печь" такая (у которой просит помощи беглянка) стоит сама по себе посреди глухого леса? Не отголосок ли это существования все тех же печных храмов?

Так вот, перелистывая в Интернете подборки вышивок, я внезапно наткнулась на два варианта, которые меня просто поразили. Оба - из коллекции русских вышивок 19 века, собранных К.Долматовым (см.напр. его альбом (схемы узоров) "Русские вышивки", 1880 года издания).



Правда, в том виде, в каком они представлены на схемах для вышивания (которые использовала я) среди фото самих образцов коллекции я их не обнаружила (что не говорит о том, что их не существовало - сохранились в виде фото далеко не все образцы его богатейшей коллекции), поэтому допускаю, что при составлении схем автор внес некоторые вольные доработки. Но явно близкие варианты я увидела в его коллекции "Образцы старинного народного узорного шитья и кружев (1893-1894)" среди вышивок Псковской и Новгородской губернии.


Обе вышивки совершенно явно изображают здания-храмы. Но КАКИЕ храмы! Вместо крестов на вершинах крыш первого здания (две башни-"близняшки" с шатровыми крышами и помещение-зал с широким арочным входом в центре, с женской фигурой в нем) - конские головы, по центру - пышное цветущее дерево (символ Мирового Древа?)

(Примечание: на фото наиболее похожего из имеющихся образцов вышивки женщина и дерево в центре композиции отсутствуют)

Сам сюжет (женщина и дерево-цветок в центре, конская символика по бокам) имеет явную параллель с двумя весьма распространенными сюжетами русской народной вышивки:

1) женщина с двумя близнецами на конях по бокам (предположительно, изображающая Ладу с сыновьями Даждьбогом и Ярило).

2) Так называемый "конь-ладья" - фигурка с двумя конскими головами по краям и деревом-цветком (мировое Древо?) в центре.

Вторая вышивка - здание, очертаниями похожее на кувшин, с центральным входом, по форме напоминающим устье печи (и одновременно женское лоно - в архаичной символике эти два символа плотно взаимосвязаны). Внутри здания - также женская фигура. Здание украшено солярной и "земной" символикой и цветущими растениями (Примечание: в варианте фото вместо цветов в верхней части храма сидят две птицы). Первая ассоциация при взгляде на него была совершенно однозначной - печь! Сразу же вспомнился печной храм Рыбакова. Допускаю, что именно одна из его разновидностей, на века, если не на тысячелетия пережившая прототип, и очутилась на увиденной собирателем вышивке.

Оба храма я использовала в символике домашнего полотенца для Красного угла. Позволила себе лишь одну вольность - конские головы заменила турьими (это уже дань специфике места, где будут стоять наш дом и Капище).







Кайма полотенца - тоже малоизвестный и весьма интересный сюжет: солнечные кресты снаружи и внутри зигзагообразной линии, в которой (если вспомнить схожие сюжеты трипольской керамики, а также легенду о том, что солнце свой "ночной" путь проходит под землей, уходя в глубокую пещеру) угадывается, собственно, наглядная иллюстрация движения солнца (смены дня - солнце-крест "над горой" и ночи - солнце "под горой"). Орнамент взят с того же образца вышивки, что и "печной храм". Ряды растений, вышитые выше и ниже узорной полосы с движущимся солнцем, символизируют, соответственно, "верхний" и "нижний" миры.

Да, стиль вышивки- довольно поздний. Храмы реалистичны, детализированы - для архаичной вышивки характерна куда большая стилизация, упрощение до лаконичных геометрических форм. Чувствуется влияние получивших распространение как раз примерно в тот период типовых "модных" схем для вышивки (так называемые "брокаровские" узоры, названные так по наименованию фирмы-производителя популярного в народе мыла, на обертке которого в рекламных целях и печатались схемы для вышивки крестом). Но, если вдуматься, это делает образец-оригинал узора еще более интересным: мастерица, вышивавшая его, вышивала осознанно, причем вышивала похожим на церковь, но при этом явно церковью не являющимся (на башенках нет крестов).

Могла ли всего чуть более ста лет назад какая-то псковская или новгородская безвестная крестьянка вышить именно языческий храм, сознавая и понимая, что именно вышивает и как оно должно выглядеть? Наверное, это будет слишком смелым заявлением, но тем не менее - заведомо невозможным такое утверждение считать нельзя: история сохранила немало свидетельств существования не просто синкретической обрядности, но и вполне осознанных языческих культов вплоть до наших дней, причем зачастую и на "исконно православных" территориях. Жаль, жаль, что коллекционер не указывал в своей подборке конкретные названия сел и местностей происхождения той или иной вышивки, ограничившись указанием губерний - кто знает, что могли бы рассказать нам старожилы того села…

Но это вопрос дальнейших исследований. А сейчас я делаю, что могу - дарю новую жизнь древним храмам. Пока - иглой на холсте.

Рябина Волчица


Обсудить на форуме.

на главную