Здоровье ребенка

Говоря о здоровье ребенка, нельзя обойти вниманием вот какой момент. Закаливание, физкультура, спорт, питание – все это необходимо, но не менее важно воспитать психологический настрой на здоровье, заинтересованность в нем.

Казалось бы, ежу понятно, что здоровье – это хорошо, что к здоровью надо стремиться… Но маленькие дети не мыслят сложными категориями. Их мышление прагматично: мне с этого хорошо или плохо? Притом, особенность детских заболеваний в том, что даже довольно серьезные болезни с высокой температурой ребенок внешне переносит довольно легко: малыши с сороковником на градуснике часто спокойно бегают и играют. Т.е. такого выраженного дискомфорта от болезни, как взрослые, которые “знают, что болеть – плохо” они не испытывают. А теперь вспомним классическое поведение взрослых с заболевшим ребенком. Папы-мамы-бабушки тут же начинают в большей или меньшей степени “носиться”: приласкать, почитать книжку, посидеть у кроватки, купить вкусняшку. Эта реакция понятна, но подумайте о восприятии ребенка: да, ему немного дискомфортно от головной боли, ломоты, хочется спать больше обычного, возможно, тошнит, но ЗАТО папа оторвался от компа и гладит по голове!!! Мама читает сказку! Дали апельсин! Столько внимания… Мелкий физический дискомфорт вполне этого стоит, а понятие “вред здоровью” для взрослых-то абстрактно (ужель в противном случае кто-то когда-то взял бы в руки сигарету или отпил вина?), что взять с детей…

Таким образом, немаловажным моментом в деле воспитания здорового и физически крепкого ребенка является именно психологический подход: отношение к болезням и здоровью в семье. Очевидно, что описанный выше вариант (когда все домочадцы носятся с заболевшим дитятей, как с писаной торбой) – вреден. Ребенку нужно показать, что болезнь – это стыдно и неправильно (почетно и правильно – быть здоровым), и что болезнь не несет никаких преимуществ перед здоровьем. Конечно, перегибать палку не стоит – если распекать ребенка за каждую подхваченную простуду или поддразнивать его (“слабаком” и т.п.), чересчур подчеркивать “невыгодность” болезни (“не пойдешь гулять”, “будешь пить горькое лекарство”, “не поедем на речку”) то велика вероятность того, что он начнет скрывать болезнь, переносить ее “на ногах”, самостоятельно и бесконтрольно применять излишне радикальные методы лечения и закаливания (именно так поступала в детстве я, хотя семейное воспитание тут ни при чем – просто хотелось быть похожей на героев книг, которые я глотала чуть ли не с младенчества), а это, хоть может зачастую быть и весьма эффективно, тем не менее, слишком большой риск – ведь болезнь может оказаться действительно серьезной!

Просто старайтесь принципиально не менять своего отношения к больному ребенку по сравнению со здоровым. Не надо делать ненужных поблажек. Пример: если ребенок лежит в постели, то он игрушки и так не разбросает, но если переносит болезнь “на ногах” (как в абсолютном большинстве случаев и происходит), и в состоянии играть, то, соответственно, в состоянии и убрать за собой игрушки, и болезнь не повод переваливать эту обязанность на маму. Опять же, менять рацион ребенка в период болезни – мера вынужденная, нужны и фрукты, и более легкая и питательная (да и более вкусная – аппетита-то нет, а силы нужны) пища. Но вот специально покупать лакомства, сладости, игрушку – не стоит (во всяком случае, если речь идет о несерьезном заболевании – если ребенок болен всерьез, и ему предстоит долгое тяжелое лечение, подход должен быть принципиально иным, о нем мы поговорим чуть ниже). И уж точно НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не должно звучать: “Это я тебе купила, потому что ты заболел!” (подразумевается: просто так бы не купила), “Это я тебе сейчас разрешаю, так и быть, потому что ты болеешь” и т.п. Даже если вы и решили поставить скучающему в постели ребенку лишние мультики, ему совершенно незачем сопоставлять это приятное действие со своей болезнью. Старайтесь вести себя максимально обычно. Пусть болезнь будет просто данностью, без ярко выраженных плюсов или минусов. И почаще говорите: “Вот выздоровеешь…” (“пойдем на велике кататься”, “поедем в лес”, “друзей пригласим”). Причем, выполнять обещанное нужно поскорей, можно и тогда, когда ребенок еще не до конца здоров: естественно, объективно оценивать его состояние надо, но, например, хорошей прогулке в лесу (при нормальной погоде и адекватной одежде) даже небольшая температура не помеха, а у ребенка возникнет дополнительный настрой на выздоровление.

Не следует забывать и вот о каком факторе: а хватает ли ребенку внимания? Если болезнь становится способом это внимание привлечь, то, может, следует пересмотреть что-то в отношениях с ребенком, чтобы ему – здоровому – этого внимания доставалось побольше. Многие путают родительское внимание с “потаканием капризам”, а ведь это совершенно разные вещи. Бежать к ребенку по каждому его слову, выражать наигранные восторги по поводу каждого его действия– это лишнее. Но когда под лозунгом “Нечего баловать! Пусть приучается, что не каждый его шаг нам интересен!” начинается обычное игнорирование ребенка, “отмахивание” от него: подожди, я занят, не мешай, дай взрослым поговорить, мне некогда с тобой играть, у взрослых свои дела и т.д. до бесконечности, когда родитель как-то проводит время с ребенком (играет, занимается, гуляет) даже не каждый день (особенно, когда в реальности на то нет объективных причин, просто не хочется, есть дела поинтересней и кажущиеся более важными)– это ничуть не лучше.

Ребенок должен чувствовать, что он нужен, что его детские заботы и радости – интересны, что его проблемы – важны. И если сказали “не мешай” сейчас, то это означает, что выслушают, когда освободятся, а не забудут через минуту. А самое главное – родителям НА САМОМ ДЕЛЕ должно быть интересно с ним, играть они должны, не скашивая взгляд на часы – пожалуй, данного времени для исполнения родительского долга уже достаточно, ну все, бросаем игру на полпути, я пошел, у меня другие дела. Если это не получается – значит, учитесь, вины вашего ребенка в том нет. Или – не удивляйтесь болезням и плохому поведению: одним страхом наказания, конечно, можно задать нужные рамки, а лекарствами снимать симптомы, но что будет внутри…

Однако, все эти советы уместны тогда, когда болезнь нетяжелая и проходит в домашних условиях. При серьезном заболевании, а особенно – если ребенку предстоит лежать в больнице – подход следует поменять. Здесь уже риск того, что ребенок воспримет болезнь как нечто приятное и выгодное, невелик: и самочувствие плохое, и процедуры неприятные, и куча запретов (постельный режим, диета, карантин), и смена обстановки. Так что это – тот случай, когда ребенку объективно необходима максимальная поддержка: то, что может отвлечь его от болезни и порадовать. Только не надо его “жалеть”: ему хочется разговаривать с родителями не о том, что у него болит и выслушивать от них не заверения в том, что он скоро поправится. Неужели больше тем для разговоров нет? Или нечем заняться? Говорите на нейтральные (и лучше всего – привычные, те, что были актуальны и до болезни) темы. Интересная игрушка или игра тоже может здорово отвлечь и воодушевить, особенно это касается игр творческих, в которые можно играть, лежа в постели: раскрасок, паззлов, конструкторов, наборов для вышивания и бисероплетения. К тому же создание своими руками чего-то материального (что можно подарить маме, повесить на стену, показать друзьям и т.д.) формирует (в том числе и на мистическом уровне) дополнительную связь с окружающим миром, которая во время тяжелой болезни нарушается. Не забывайте, время для ребенка течет иначе, чем для нас, и неделя, две для него – полноценная вечность, и ему очень быстро начинает казаться, что всегда теперь так и будет – больно, скучно, белые стены, уколы… что, ясное дело, угнетает и не добавляет оптимизма и воли к выздоровлению.

Ну и, разумеется, все приведенные здесь советы останутся полумерами, если в семье в принципе все не придерживаются здорового образа жизни, не ценят здоровье, не особо заботятся о нем, если есть любители поговорить о своих “болячках”. Физическое здоровье ребенка – это такой же аспект ВОСПИТАНИЯ, как и поведение, и точно так же, как в любом воспитательном процессе, без личного примера слова, даже самые правильные, остаются словами. Если к заболевшему ребенку мама относится с обычной строгостью, но сама целыми днями жалуется на “давление”, стонет и требует от всех ходить на цыпочках – вряд ли стоит ждать хороших результатов. В этом случае, прежде, чем беспокоиться о частых болезнях ребенка, надо озаботиться собственным здоровьем (между прочим, корни всех этих “давлений”, “мигреней”, “желудков” и пр. вполне могут лежать примерно в той же области, что и у детей – в недостатке заботы и внимания, о чем тоже не следует забывать).

Так что создавайте настрой на здоровье, отличную физическую форму и активность у всей семьи. А уже с нужным настроем – осуществляйте необходимые действия (а вы что думали? Все само сделается, одним настроем? Нет, настрой – это очень много, но это всего лишь начало пути), о которых будет рассказано в статьях данного раздела.

Другие статьи по теме

Рябинка Волчица


Обсудить на форуме.

На главную
Хостинг от uCoz