Глоссарий имен богов. Попытка классификации.
Решила вот немножко систематизировать глоссарий славянских богов. В "Азбуке…" Скрытня Волка, кто читал, уже видели, что классификация идет по двум признакам: собственно, по именам в алфавитном порядке и по территориальной принадлежности: боги восточных славян, боги поляков, боги балтославян и т.п. Меня с самого начала смущал такой подход тем, что в нем постоянно соседствуют боги хорошо известные и повсеместно почитаемые с какими-нибудь мелкими или практически неизвестными божествами, а это у человека, который только знакомится с родным пантеоном, непременно создаст в голове изрядную кашу.
Хорошая попытка систематизации славянской божественной семьи есть у Д.Дудко в его работе "Матерь Лада" но, к сожалению, в книге есть существенные недоработки и спорные моменты (главным образом - постоянное стремление как можно больше обобщить), и, к тому же, довольно обширный список божеств оказывается вне поля ее рассмотрения.
Я решила для начала сделать самое элементарное: выделить в первую группу наиболее "бесспорных", известных и почитаемых богов, тех, к кому мы чаще всего обращаемся. Во вторую пойдут менее известные, а также те имена, которые с большой долей уверенности можно свести к эпитетам или вариантам имен более известных (т.е. один бог под разными именами). Ну, а уже в последней стоит уделить место и тем, чье существование ставится под оправданное сомнение, но все же окончательно не исключается.
Внутри каждой группы сохранено деление на восточнославянских, польских, чешских и балтославянских. Имена божеств, общих для всех славян (или нескольких этнических славянских групп) выделены цветом.
Это скорее рабочий список для практического применения, нежели научное исследование. Схема, как и сам глоссарий, не застрахованы от ошибок, потому указания на спорные и неверные моменты (с указанием источников) приветствуются. Пишите на форум.
Боги восточных и южных славян
Первая группа
Б
Белобог (Белбог, Род) - божество, символизирующее изначальное добро. Во многих случаях Б. является не столько собственным именем, сколько эпитетом одного из прародителей богов - Рода ( см. "Род") или (гораздо реже) Сварога (см. "Сварог"). Является одним из немногих примеров дуалистических представлений древних славян. Попытка реконструкции протопантеона языковых предков славян наводит также на мысль о том, что изначально Б. и Велес (см. "Велес") были одним божеством.
В
Велес (Волос) - одно из самых первых божеств протославян, благодаря чему имеет множество сфер влияния. Будучи изначально богом леса и животных, он постепенно становится "богом убитых животных" или богом охоты, а отсюда проистекает его влияние на все, связанное в те времена с охотничьим промыслом - шаманство и колдовство, власть и руководство, а также достаток и богатство. Возможно, что именно в те времена он почитался также как бог Луны (см. "Володимир", "Месяц") и как бог загробной жизни (см. "Ный", "Ныя"). С выдвижением на первый план земледелия, функции В. дополнились покровительством урожаю и домашним животным. В середине десятого века это божество уступает такую сферу влияния, как власть, другому богу - Перуну (см. "Перун").
Сохранились три описания внешнего вида В.:
а) В эпоху тотемизма он предстает в облике пещерного медведя;
б) Исходя из изображений его на стенах пещер и в лице священных масок, можно сказать, что В. выглядел, как фантастический зверь, сочетавший в себе множество черт различных представителей животного мира;
в) Согласно первоисточнику, к сожалению, утерянному мною, В. появлялся как человекоподобное божество, покрытое змеиной кожей и заросшее поверх нее (!) волосами.
Возможно, что именно третье описание и дало повод некоторым исследователям ошибочно отождествлять В. со змеем - противником Перуна.
Ветра (Ветры) - в отношении этой божественной семьи исследователи расходятся во мнениях. Одни указывают некое единое божество ветра (см. "Стрибог", "Позвизд"), другие говорят и о его детях, число которых колеблется от трех до восьми. Имена В. каждый раз называются разные, что не позволяет собрать единой картины. Эти имена указаны ниже по списку согласно алфавиту. Что же касается внешнего вида ветров, то, согласно этническим преданиям, они предстают людьми разного возраста (юноши и зрелые мужчины) в растрепанной одежде и со всклокоченными волосами. "Слово о полку Игореве" добавляет ветрам такой атрибут, как луки и стрелы.
Вий - властелин Нави, обладающий всеиспепеляющим взглядом. Д. Дудко представляет В. как отрицательную ипостась бога ветра Стрибога (см. "Стрибог"). Данную теорию нельзя сбрасывать со счета, поскольку ураганный ветер обладает способностями взгляда В. и, плюс ко всему, глагол "веять" (др.слав. - дуть, лететь) родственен имени данного бога. Но с равным успехом можно утверждать, что речь идет не о разных проявлениях одного бога, а о разных божествах с частично сходными функциями. Афанасьев А. Н. считал, что В. - это другое имя Перуна (см. "Перун").
Д
Даждьбог - бог солнца (по версии Т. Муравьевой - солнца осеннего), второй сын Сварога (см. "Сварог") и дед людей. Несмотря на достаточную древность божества, сама форма его имени относится к более поздним временам и имеет ярко выраженные иранские корни. Вполне возможно, что изначальным его именем было Даждь. Впрочем, эта форма может быть скорее эпитетом, нежели именем. В народе Д. был известен, как податель благ и неусыпный свидетель людских дел. Он владеет двенадцатью царствами, а чертоги его располагались на высоких горах, в стране вечного лета и вечной молодости. Изображался в виде зрелого мужа с огненным щитом. Изначально считалось, что круг своего пути Д. совершает на лодке, запряженной водоплавающими птицами. Позже лодка уже использовалась им только для передвижения по Нави в ночное время, а днем она сменялась колесницей, запряженной белыми конями. Ученые объясняют эту перемену столкновением оседлой славянской культуры с кочевой культурой азиатских народов.
Ж
Жива - богиня жизни и плодородия.
З
Заря Вечерняя - богиня вечернего неба. Изображалась в виде женщины в зеленых одеждах с ящиком в руках.
Заря Утренняя - богиня утреннего неба. Изображалась в виде женщины в красной одежде; в руках ее - факел и кольцо.
К
Кащей - несмотря на предельную ясность функций данного бога, споры не утихают до сих пор. Согласно мнению большинства специалистов, К. - это одно из имен или воплощений бога зла (см. "Чернобог"), а его имя происходит от слова "костяк" (скелет) или "кость". А. Буенок предлагает другую версию, согласно которой К. является наименованием солнца, запертого в земле на время зимы, и что его имя происходит от слова "кош" (сума, кошель или же участь, судьба) и напрямую связано с именем Мокоши (см. "Мокошь"). А Асов совершенно безосновательно считает имя К. произошедшим от слова "кошка" и являющимся наименованием волхвов. Первая теория кажется мне более вероятной, поскольку подтверждена этническими устными произведениями, но и вторая заслуживает внимания как своей оригинальностью, так и логичностью. Изображался К. в виде очень худого человека, неотрывно следящего за богатствами. Это, кстати, вполне отвечает понятию "кош". Заслуживает внимания и перевод "Слова о полку Игореве", где К. упоминается дважды и под разными определениями. В одном случае, это имя переводится как "кочевник", а в другом - применяется как ругательство и обозначает раба, что, в принципе, тоже отвечает понятию "кош".
Коляда -одно из имен бога солнца (по версии Т. Муравьевой - солнца зимнего), обозначающее "круглый". По версии Д. Дудко, под этим именем солярное божество славян является покровителем животных. Представлялся К. как всадник на белом коне.
Кострома - богиня весны. Имя обозначает связку хвороста, предназначенного для костра. Сохранилось два вида изображений: первое - в виде куклы из соломы, а второе - в виде девушки или девочки с венком из цветов.
Купало - о функциях этого божества долгое время шли ожесточенные споры. Выдвигались версии вроде того, что К. - это один из эпитетов Лады (см. "Лада"). В настоящее время Ю.Д. Петухов очень грамотно провел аналогии между К. и Аполлоном, а также между словами "купол", "кипеть", "кипа", "капа" (череп) и "капля". Из данной реконструкции следует, что указанное имя является одним из архаичных имен бога солнца (см. "Даждьбог", "Коляда", "Хорс"). По версии Т. Муравьевой, К. является богом конкретно летнего солнца.
Л
Лада - богиня счастья, порядка, семьи, красоты и брака. По версии Б. Рыбакова Л. является одной из двух Рожаниц (см. "Рожаница") и одной из самых первых богинь человечества. Д. Дудко стремится слить множество женских божеств (таких, как Мокошь, Жива и т.п.) в образе одной богини - Л., что, впрочем, весьма спорно. Есть теория, согласно которой Л. была индивидуальным божеством каждого человека (см. "Доля"), но эта версия не выдерживает проверки любого рода. Изображалась Л. изначально в виде беременной или дородной женщины, но во времена нашей эры, в связи с изменениями славянских представлений о красоте, Л. предстает уже в виде стройной женщины. На вышивках ее символизирует фигура с поднятыми вверх руками или с фигуркой под ней.
Леля - богиня младенчества, роста, взросления и созревания. По версии Б. Рыбакова, Л. является одной из Рожаниц (см. "Рожаница") и одной из самых первых богинь человечества.
Летница (Додола, Пеперуда) - богиня дождя и супруга Перуна (см. "Перун").Изображалась в виде обнаженной молодой женщины, танцующей под струями воды.
М
Мать-Земля - одна из самых древних богинь, наиболее почитаемая славянскими народами. Ее называли всеобщей матерью и хранительницей (откуда и может происходить один из ее эпитетов - Берегиня (см. "Берегиня"). Согласно наиболее распространенной версии, она - жена неба (Сварога (см. "Сварог" )), иные же называют ее мужем Ярило (см. "Ярило").
Месяц - одно из имен бога луны (СМ. "ВОЛОДИМИР"). В данной интерпретации он почитался как солнце мертвых. По самым архаичным поверьям, М. - неверный муж солнца, а звезды - их дети.
Мокошь - изначально богиня влаги и плодородия (откуда и ведет происхождение имя "Мокошь", которое сродни словам "мокнуть" и "мокрота"). Примерно в 8-5 тысячелетии до н.э. к ее функциям прибавилась вся женская половина домашнего хозяйства (прядение, ткачество, хранение и т.д.), а имя преобразовалось в Макошь - "мать хозяйства" или "мать удела". Изображалась в виде дородной (иногда трехгрудой) женщины. На статуэтках времен неолита на ее груди изображали клубок ужей (что подтверждает ее связь с дождем и росой). На Збручском идоле М. изображена держащей рог (изобилия?). На вышивках она представлена фигурой с опущенными к земле руками или фигурой, возвышающейся над двумя другими, окружающими ее. М. представляли женой Велеса (см. "Велес") или же Стрибога (см. "Стрибог"), либо Перуна (см. "Перун"). Последний факт позволяет отождествлять ее и Летницу (см. "Летница"). Впрочем, это еще предстоит доказать.
Морана - богиня ночи, зимы, мрака, мора и смерти. По некоторым версиям, она - дочь Чернобога (см. "Чернобог"). Д. Дудко пробует представить М. богиней смены времен года, дочерью Лады (см. "Лада") и женой солнца, а богиней-губительницей выставляет некую Мару. Впрочем, за этим исследователем замечены как ненужные совмещения, так и ненужные разделения. Поэтому его теория мне кажется несостоятельной. Что же касается М., то ее отрицательную функцию подтверждают однокоренные слова из "сфер ее влияния", как "смерть", "мрак", "мор" и т.п. Однако, славяне не считали функции этой богини однозначно враждебными и вредоносными, признавая их необходимость в жизненных циклах (известно поверье, что Морана, сдирая ледяную корку с земли, извиняется перед озимыми и обязуется о них позаботиться). В конце концов, не ругать же хорошего бога за плохую "специальность". Кому-то ведь надо эту работу выполнять. Из этих поверий и произошло заблуждение Дудко относительно М.
О
Овсень (Таусень) - относительно функций этого божества существуют две версии. Согласно первой, он - бог осени, о чем говорят его имя и посвященные ему праздники. Согласно другой, он - новогоднее божество, в пользу чего говорят многочисленные упоминания О. в песнях под праздник Нового Года и во время Колядок. Я склонен считать правильными обе версии, поскольку в старину Новый Год в некоторых областях Руси праздновался именно осенью. Считалось, что О. ставит мосты идущим праздникам. Представляли его в виде всадника, сидящего на коне или свинье. Кстати, не менее аргументированна и версия С.В.Алексеева, который проводит тождественность О. и балтийского бога зари Усиньша. О. Шаповалова предполагает, что имя О. происходит от германского Awsten, которое, в свою очередь, происходит от латинского Avena. Оба слова обозначают "посев".
П
Перун - бог грозы и войны, символ небесного правосудия. С выдвижением у славян на первый план военной знати он понемногу становился ее богом, а Первая религиозная реформа князя Владимира сделала П. на недолгое время главой славянского пантеона. Этот бог почитался как первый сын Сварога (см. "Сварог"). Изображался он в виде седоголового рыжебородого пожилого воина в полном доспехе, держащего в руке либо палицу, либо яркий драгоценный камень, символизировавший в этом случае молнию. По версии Т. Муравьевой, П. сопровождали полубоги Гром, Молния, Дождь и Ураган. А А. Н. Афанасьев приводит архаичное поверье, согласно которому, солнце - супруга П.
Р
Род - бог-создатель Вселенной (иначе - протодемиург). Его также именуют Белобогом (см. "Белобог") или Дыем (см. "Дый") и вменяют в его функции не только создание мира и рождение богов, но и явления дождя, шаровых молний, плодородие и деторождение. Считалось, что из его лица произошло солнце, из очей - звезды, из груди - месяц, из бровей - зори, из дум - ночь, из дыхания - ветры, из слез - дождь и снег, из голоса - гром и молния. Изображался в виде четырехликого божества (Збручский идол). Согласно одной из моих теорий, Р. - это не имя отдельного божества, а обозначение всего славянского пантеона (что, впрочем, нуждается в дополняющих или опровергающих фактах).
С
Сварог - бог неба и кузнечного ремесла, сын Рода (см. "Род"), отец богов и людей, научивший последних ковать железо и пахать землю. Изображался в виде седого могучего старика с кузнечными клещами.
Сварожич - именование по отчеству четвертого сына Сварога (см. "Сварог")- бога огня (см. "Жыж", "Пек", "Рарог", "Радигост").
Стрибог - бог ветра и отец братьев-ветров (см. "Ветра"). Некоторые исследователи (в т.ч., к сожалению, и Б. Рыбаков) выводят происхождение этого имени от иранских корней и, переведя имя, как "возвышенный бог", полагают, что оно являлось всего лишь эпитетом Сварога (см. "Сварог"), однако, против этой теории говорят такие факты:
а) наличие в русском языке слов "стремительность", "быстрота", "стрела", "стриж", которые связаны не с возвышением, а, скорее, с резкими движениями или полетом;
б) наличие в южнославянских легендах таких персонажей, как Стриги (см. "Стрига"), которые изображались в виде летающих демонов (что, согласитесь, значительно ближе к образу ветра, нежели неба).
Так что мне представляется бесспорным прямое отношение С. к ветру. Изображался/представлялся он в виде лысого старика.
Т
Триглав - одно из имен или воплощений Чернобога (см. "Чернобог"). Изображался в виде человека с тремя серебряными головами и повязкой на глазах. Несмотря на почитание у западных славян и потуги А. Асова выставить его своеобразным Триединым положительным божеством (что абсурдно, как и любая попытка вывести язычество из христианства), за отрицательную суть Т. говорят следующие факты:
а) повязка на глазах, мешающая (по утверждению жрецов этого бога, слова которых записал Эббон в "житие Оттона") ему видеть грехи людей;
б) устойчивая трехголовость большинства отрицательных персонажей в змееборческих этнических произведений (что, в свою очередь, позволяет видеть в противнике Перуна (см. "Перун") именно Т., а не Велеса (см. "Велес"), как ошибочно считают некоторые исследователи.
Х
Хорс - бог солнечного диска. В связи с иранским именем, его появление в славянском пантеоне связывают с контактами славян и скифов, которые датируются 7 в. до н.э.
Ч
Чернобог - бог зла. Изображался в виде черного человека с серебряными усами. Считался братом-антиподом Белобога (см. "Белобог") и одним из немногих примеров дуализма религии славян.
Я
Яга - жена Чернобога (см. "Чернобог"), прародительница нечисти и охранница врат Нави. Изображалась в виде огромной уродливой старухи с железными грудями и костяной ногой. Существование этого персонажа среди богов можно было бы считать спорным, если бы не три ее особенности, говорящие за божественную природу:
а) Лада и Яга - слова-антонимы, и, если уж такой персонаж, как Лада (см. "Лада") является божеством не из последних, то можно подозревать что, что и Яга являлась богиней, а не обычной ведьмой, как принято считать;
б) в сказках часто встречается не одна, а сразу три Я., что может говорить о трехликости , а эта черта в славянских верованиях встречается только у богов (напр. Тржи (см. "Тржи"), Триглав (см. "Триглав") и Тригла (см. "Тригла"));
в) в ряде сказаний, Я. выступает как мать змеев или другой нечисти, откуда в лексикон и пошло выражение "чертова бабушка", что тоже может указывать на ранг Я., как на значительно превышающий ранг обычной ведьмы.
Большинство ученых на данный момент придерживаются схожей точки зрения.
Я предполагаю, что образ Я. не всегда был отрицательным. Возможно, что в древности она была не просто лесной богиней и хранительницей врат Нави, но и первоисточником дождя (старое поверье представляет проливной дождь слезами Я.), а также, быть может, дарительницей лесных плодов (ягода Я ягодар Я дар Яги).
Ярило (Ярун (по мнению П. И. Мельникова - Яр-Хмель)) - очень "многофункциональный" бог . Сферу его влияния входят: плодородие земли и плодовитость людей, любовь и разврат, ярость и жизненная энергия, цвета, краски и даже солнце (по версии Т. Муравьевой - солнце весеннее). Почитался как третий сын Сварога (см. "Сварог"). Изображался в виде молодого всадника на белом коне, держащего в одной руке колосья, а в другой - череп. Я. также символизировала кукла в виде мужчины/старика с огромным пенисом.
Ящер - сохранившийся в песнях, преданиях и изображениях архаический персонаж. Считался водяным зверобогом, который глотает и выпускает солнце. Возможно, что Я. почитался как бог воды и ночи. По сохранившейся игре в "Яшину невесту" можно предположить, что ему приносились человеческие жертвы. Изображался в иде пресмыкающегося, схожего с крокодилом, но имеющего черты амфисбены ( две головы на разных концах туловища). В более поздних изображениях (на прялках) предстает уже в виде обычной змеи.
Вторая группа
В
Володимир - (согласно утерянному первоисточнику) имя бога Луны, почитавшегося покровителем нежити и татей. Несмотря на то, что я, к сожалению, не могу указать первоисточник, мне все же кажется, что родственность имен В. и Волоса (см. "Велес") делает эту выкладку не такой уж беспочвенной.
Восточный - одно из указываемых имен одного из братьев-ветров. (см. "Ветра")
Д
Дзевоя - белорусская богиня девичества. Ученые проводят аналогии ее, польской Дзеваны (см. "Дзевана") и древнерусской Лели (см. "Леля").
Див - среди ученых не существует единого мнения об этом божестве. В комментариях к одному из переводов "Слова о полку Игореве", Д. назван богом страха. В другой трактовке этого произведения он сравнивается с грифоном, симураном (см. "Симуран") или Семарглом (см. "Семаргл"). Есть еще теория, где проводятся параллели между Д. и Дыем (см. "Дый"). Однако, третья версия мне кажется несостоятельной, поскольку автор "Слова..." вряд ли допустил бы такую нелепость, как верховное божество, кричащее с дерева дурным голосом. В пользу первых двух версий говорят однокоренные слова "диво" (др. рус. - нечто необычное), "дивный" и "удивляться". Впрочем, третью версию тоже нельзя сбрасывать со счета, поскольку "диво" может также происходить от др. индоевропейского "DEIWO" - дневное небо. Я предполагаю, что под именем Д. может скрываться Стрибог (см. "Стрибог"), поскольку у болгар именем данного персонажа называется вихрь (см. "Див" из раздела "Духи и бесы"). Все это по-прежнему ждет новых исследований.
Дивия (Дива) - о роли этой богини также ведутся споры. По одной версии, Д. - это имя супруги Перуна (см. "Перун"), богини грозы (см. "Летница"). Согласно же версии Д. Дудко, данная богиня является супругой верховного божества Дыя (см. "Дый") и вполне может отождествляться с Ладой (см. "Лада"), которую западные славяне именовали Девой. Что же касается третьей версии, то по ней, Д. именуется Мокошь (см. "Мокошь"), что вполне подтверждается "Словом..." св. Григория. Я же предполагаю, что первая и третья версии впролне могут быть совмещены, поскольку функция Летницы (см. "Летница") как богини грозы вполне тождественна одной из функций Мокоши (см. "Мокошь") как богини влаги.
Дидилия - (по версии Мизунов) четвертый ребенок Лады (см. "Лада") и покровительница деторождения. По моему мнению, имя Д. и некоторые ее функции были заимствованы Мизунами у божества западных славян (см. "Дзидзилеля"), а что касается ее родословной, то в изложении данных авторов, она представляется очень спорной.
Доля - индивидуальная богиня-хранительница каждого человека. Д. Дудко пробовал представлять Д. как эпитет или имя богини Лады (см. "Лада"). Эта версия спорна, но не беспочвенна, учитывая, что подобные споры ведутся и по поводу Лады.
Дый - верховное божество-прародитель. Я предполагаю, что Д. - это не имя собственное, каковым является Род (см. "Род"), а эпитет, произошедший от греческого "теос" или латинского "дей", и дан был этот эпитет либо южными славянами (ввиду их соседства с Балканским полуостровом), либо более поздними христианскими церковниками.
- Ж -
Желя (Жля) - богиня скорби и вестница мертвых. "Сотрудница" или сестра Карны (см. "Карна"). Изображалась в виде девушки, сидящей на коне и держащей рог, в котором горит пепел мертвых. Я предполагаю, что облик Ж. сформировался в 7 в. до н.э., когда вытянутые погребения у славян сменились трупосожжением.
Жыж - белорусское божество подземного огня. По идентичности функций и созвучию с ними имен и можно провести параллель с другим божеством - Пеком (см. "Пек").
Жицень - белорусский бог осени, известный своей справедливостью к земледельцам. Изображался в виде сгорбленного трехглазого старика. По связи Ж. с урожаем, Д. Дудко отождествляет его с Велесом (см. "Велес"). Я же склонен скорее проводить параллель между данным богом и аналогичным ему Овсенем (см. "Овсень").
- З -
Западный - одно из указываемых имен одного из братьев-ветров (см. "Ветра").
Зирка - белорусская богиня счастья, индивидуальная для каждого человека.
Знич - (по версии Мизунов) бог огня и тепла. Возможность существования этого бога подтверждена существованием таких слов, как "зной" и "кузница".
Зюзя - белорусский бог мороза. Изображался в виде низенького длиннобородого старика в белой одежде (но без шапки и обуви), держащего в руках кнут или железную булаву, которой он сотрясает землю.
- К -
Карна (Карина) - богиня плача. Подобно Желе (см. "Желя"), изображалась в виде девушки, сидящей на коне и держащей в руке рог, в котором горит пепел мертвых. Я предполагаю, что облик К. Сформировался в 7 в. до н.э., по следующим причинам:
а) в это время вытянутые погребения славян сменяются трупосожжением (горящий пепел мертвых);
б) примерно тогда славяне тесно контактировали со скифами и сарматами, от которых и переняли образ конной богини-воительницы (по примеру сарматских женских отрядов);
в) имя К. Имеет ярко выраженные восточные корни: "кара" (иранояз.) и "кори" (тюркояз.) - черный, темный.
Кривда - (по версии Д. Дудко) один из эпитетов Яги (см. "Яга"). Если эта версия подтвердится, то пополнит собой коллекцию редких случаев дуализма в славянской религии
- Л-
Лад - существует множество мнений по поводу этого божества. Его считают либо братом Лады (см. "Лада"), либо ее мужем, либо появившимся позднее мужским вариантом упомянутой богини. Однако, его функции вызывают значительно меньше споров и порождают меньше теорий. Л. предстает как бог удачи, брака, порядка или солнца, т.е., по сути дела, выполняет функции Лады, что, впрочем, не дает прерогативы ни одной из вышеуказанных теорий.
Лель - есть много версий об этом божестве. Согласно одной, он - мужская вариация богини Лели (см. "Леля"); согласно другой (по Мизунам) - он бог любви и изображался в виде юноши, держащего сноп искр (личный комментарий: знать бы, где Мизуны таких идолов накопали...), согласно третьим - он является первым из близнецов-всадников и функции его точно неизвестны.
Любмел - белорусский бог свадеб. Изображался в иде мальчика в белой рубашке, красных сапогах и с красным венком на голове.
- М -
Мороз - до сих пор нет единого мнения о том, является это персонаж богом, или же духом. Если первое предположение верно, то следует смотреть указанное выше понятие "Зюзя". Второго предположения я коснусь в разделе "Духи и бесы".
- Н-
Несреча - богиня неудачной судьбы. Изображалась в виде уродливой старухи, прядущей тонкую гнилую нить. Д. Дудко склонен отождествлять Н. С Ягой (см. "Яга").
- О -
Обида - богиня войны (или же повода к ней). Изображалась в виде девы с лебедиными крыльями.
Облупа - один из спутников Ярилы (см. "Ярило"). Предположительно - бог чревоугодия.
- П -
Пек - украинский бог огня (нередко - огня Нави). Его имя и функции обогатили лексикон такими понятиями, как "печь" (сущ., глаг.), "пекло" (сущ., глаг.), "печенье" и т.д.
Переплут - (по версии Б. А. Рыбакова) другое проявление Семаргла(см. Семаргл).Изображался П. В виде птицы с человеческой головой, на которую на которую надет колпак (др. рус. головной убор). Сейчас ожидаются новые факты, подтверждающие или опровергающие теорию Рыбакова.
Пинай - один из спутников Ярилы (см. "Ярило"). Предположительно - бог пьянства.
Погода - одно из называемых имен одного из братьев-ветров (см. "Ветра"). Согласно некоторым мнениям, П. является конкретно богом летнего ветра. Однако, заслуживает внимания и версия, представляющая его богом дня.
Подага - одно из называемых имен одного из братьев-ветров (см. "Ветра"). Согласно некоторым теориям, П. является конкретно богом южного ветра и хорошей погоды. Однако существование данного бога у восточных славян несколько спорно.
Полель - существует две версии относительно этого божества. Согласно первой (по Мизунам), он является вторым сыном Лады (см. "Лада") и покровителем брака. Согласно другой, он - второй из двух близнецов-всадников и его функции точно не установлены.
Полудник - одно из называемых имен одного из братьев-ветров (см. "Ветра"). По его имени можно предположить, что он был богом южного ветра.
Полуночник - одно из называемых имен одного из братьев-ветров (см. "Ветра"). По его имени можно предположить, что он был богом северного ветра (который, кстати, всегда выступал, как старший из братьев)
Посвист (Похвист, Позвист) - существует две версии относительно этого бога. Согласно первой, он - один их братьев-ветров (см. "Ветра") и бог северной бури. Согласно другой - это имя или эпитет бога ветра (см. "Стрибог"), который существовал в единственном числе (см. "Ветра").
Правда - (согласно версии Д.Дудко) один из эпитетов Лады (см. "Лада"). Если эта версия подтвердится, то пополнит собой коллекцию редких случаев дуализма в славянской религии.
Р
Рарог (Рарух, Ярок)- бог огня в соколином воплощении.
Рожаница - (согласно словарю С. Серова) дева судьбы. Согласно же большинству современных мнений (Б Рыбаков, Д. Дудко и пр.), Р. является эпитетом для двух древнейших богинь у славян - Лады и Лели (см. "Лада", "Леля"), отвечавших за приплод зверей и людей.
Росодавица - богиня росы. Первоисточник, к сожалению, утерян, поэтому сложно сказать, была ли Р. отдельной богиней или просто эпитетом Мокоши (см. "Мокошь").
- С -
Семаргл - существует семь версий о природе этого божества. Согласно первой (датируемой XI веком), существовали два отдельных божества - Сим и Ргл (Регл). Однако против этого говорят неславянское звучание имен, отсутствие подробных описаний этих божеств и наличие во всех прочих источниках упоминаний о С. как об одном конкретном божестве. Слависты XVIII-XIX веков умудрились превратить С. сразу в двух богинь - Зимцерлу и Зимстерлу, что говорит только о невысоком уровне знаний исследователей того времени. А. С. Орлов и В. А. Георгиев считали С. богом подземного царства (Нави), что, в общем-то, никак не аргументировали. Не отставал от всех и А. Асов, превративший С. в бога огня и кузнечного ремесла, этакого напарника Сварога (см. "Сварог"). Впрочем, "первоисточники" Асова давно являются примером того, как легенды "высасываются из пальца". Ю. Д. Петухов видел в С. варяжского "Семиглава" - Ругевита (см. "Ругевит"), которго на Русь принесли дружины Рюрика. Изложение данной теории очень плохо снабжено аргументами, поэтому вряд ли может считаться правдоподобным. Лев Прозоров считал, что летописец совершил описку, а имя бога следует читать "Сем Ерыл", т.е. Семик-Ярило. Мне наиболее приемлемыми кажутся версии и исследования в этой области Б. А. Рыбакова, который вывел связь между славянским Семарглом и азиатским Сэнмурвом (Симургом), а также указал изображения последнего на трипольских сосудах. Итак, согласно Рыбакову, С. - божественный крылатый пес, охраняющий семена и ростки на засеянных полях. Иранское имя можно объяснить более поздним контактом со скифами.
Сиверко - одно из называемых имен одного из братьев-ветров (см. "Ветра"), предположительно - северного ветра.
Среча - богиня хорошей судьбы. Изображалась в виде молодой красивой пряхи. Я склонен отождествлять ее с Мокошью (см. "Мокошь"), а Д. Дудко - с Ладой (см. "Лада").
- Т -
Талака - белорусская богиня урожая. Изображалась в виде девушки в пшеничном венке, в белом покрывале и со снопом в руке.
Троян - существование этого божества спорно, а о его функциях ведутся споры: одни считают Т. прозвищем Триглава (см. "Триглав"), другие (основываясь на легенде о растаявшем царе Трояне) - богом зимы. Т. Муравьева же, не совсем понятно почему, предполагает, что речь идет о солнечном божестве.
Тур - зооморфный бог плодородия, эротических обрядов и кровавых жертвоприношений. По моим предположениям (на основе аналогии Д. Дудко), он являлся самой древней формой проявления бога Ярилы (см. "Ярило").
- Ц -
Царь Морской - (согласно исследованиям Д.Дудко) властелин вод, стоящий по своей природе между богами и духами.
Цеца - белорусская богиня лета. Изображалась в виде пожилой дорожной женщины с плодами в руках (кстати, все эти черты присутствуют и в образе Мокоши (см. "Мокошь"), что позволяет проводить аналогии).
- Ч -
Чур - бог границ и охраны по моему мнению, Ч. именуется легендарный прародитель - обожествленный человек или зверь, откуда и пошло понятие "пращур".
- Ю -
Южный - одно из называемых имен одного из братьев-ветров (см. "Ветра").
Третья группа
- Д -
Денница - (по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева) старший сын Сварога (см. Сварог"). Наличие этого бога у славян представляется сомнительным.
Дид - (по версии Мизунов) третий сын Лады (см. "Лада") и покровитель супружеской жизни. По теории тех же исследователей, имя Д. дало понятие "дитя". По моему мнению, существование данного бога спорно ввиду отсутствия упоминания его в других источниках.
Догода - (по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева) бог тихого ветра. Существование данного бога у славян находится под большим вопросом.
- К -
Корс - (по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева) бог пищи. Существование данного божества представляется весьма сомнительным.
- Р -
Рада - (согласно версии А. Асова) богиня радости и дочь Даждьбога (см. "Даждьбог"). Конечно, верить Асову - значит выставить себя на вполне заслуженное этой глупостью посмешище, однако существование этой богини вполне допустимо ввиду наличия в русском лексиконе слов "радость", "радение" и "радуга".
- С -
Святобор - (по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева) бог лесов и охоты. Наличие этого бога у славян весьма сомнительно, скорее всего, он является плодом фантазии писателей-"славистов" XIX века.
Боги поляков
Первая группа
ДДзевана (Зевана, Дзевица) - богиня охоты. Имеются два вида ее изображений: первое - в виде красивой молодой девушки с луком и собаками, второе - на трипольских сосудах - в виде лучницы с кошачьей головой.
Дзидзилеля - богиня любви и юности. Аналог вост.-слав. Лели (см. "Леля"). С. В. Алексеев предполагает, что под именем Д. подразумевается богиня Додола (см. "Летница" из раздела "Боги восточных и южных славян")
Живе - бог ветра. Изображался в виде мужчины, облаченного в львиную шкуру, держащего в руке дубину и с лежащими у его ног быком и поросенком.
Земля - одна из самых древних богинь. Почиталась всеобщей матерью и хранительницей. (см. "Мать-Земля" из раздела "Боги восточных и южных славян").
Йеша - бог грозы (?), податель счастья и несчастья. По мнению Д. Дудко, Й. мог изображаться в виде дракона-ящера и иметь схожие с ним функции (см. "Ящер").
Лада - богиня порядка, аналог вост.-слав. Лады (см. "Лада" из раздела "Боги восточных и южных славян")
Ладо - предположительно бог порядка и удачи, аналог вост.-слав. Лада (см. "Лад" из раздела "Боги восточных и южных славян").
Леля - другое наименование Дзидзилели (см. "Дзидзилеля") и аналог вост.-слав. Лели (см. "Леля" из раздела "Боги восточных и южных славян").
Маржана - богиня жизни и смерти, а также плодов и злаков. Возможно, что М. является своеобразной интерпретацией Мораны (см. "Морана").
Ный(Ниян) - бог, провожающий души умерших в подземное царство.
Ныя(Ния) - женский аналог Ныя (см.Ный)
Похвист - бог бури и непогоды, аналог вост.-слав. Посвиста (см. "Посвист").
Тржи - наравне с Живе (см. "Живе") один из двух верховных богов, однако получал больше почета, являясь отцом второго. Я полагаю, что Т. является, подобно Маржане (см. "Маржана"), позитивированной интерпретацией вост.-слав. Триглава (см. "Триглав").
Вторая группа
Бода - функции этого бога не установлены. Д. Дудко предполагает, что это - занесенный скандинавами Вотан, а Асов утверждает, что Б. является богом скота на основании схожести его имени и глагола "бодать".
Лель - сын Лады (см. "Лада") и старший из близнецов-всадников. По мнению Прокоша, Л. - бог-заступник аристократии.
Погода - бог хорошего ветра и ясных дней.
Полель - сын Лады (см. "Лада") и младший из близнецов-всадников. По мнению Прокоша, П. - бог-защитник простого народа и его земли.
Боги чехов
Первая группа
Белбог - верховный бог, покровитель всего доброго. Аналог вост.-слав. Белобога (см. "Белобог").
Велес - бог скота, налог вост.-слав. Велеса (см. "Велес"). Изображался козлоподобным.
Девана (Дзевана) - богиня охоты, дочь Перуна (см. "Перун") и Летницы (см. "Летница"). Аналог польской Дзеваны (см. "Дзевана").
Дед-Всевед - бог солнца. Изображался в виде золотоволосого человека, молодого утром и старого вечером.
Дзидзилеля - богиня любви и юности. Аналог вост.-слав. Лели (см. "Леля"). Изображалась в виде нагой девушки в венке, держащей в губах розу и стоящей на колеснице, которая запряжена голубями или лебедями; по свидетельству И. Стржедовского, вместо сердца у изображения был предмет, отражающий свет или же факел.
Жива - богиня жизни, аналог вост.-слав. Живы (см. "Жива").
Зелу - (по мнению Д. Дудко) бог солнца и растительности. Его статуя была отлита из золота и изображала человека, сидящего на троне.
Кирт (Кродо) - бог зимы и плодов (?). изображался в виде мужчины, стоящего босиком на рыбе и держащего в левой руке колесо с шестью спицами, а в правой - сосуд с цветами. Д. Дудко, считает его аналогом вост-слав. Родом (см. "Род"), поскольку "Mater verborum" называет его дедом Радигоста (см. "Радигост") - бога огня и солнца. У словенцев и хорватов К. обозначает "огонь" и "свет". Колесо с шестью спицами - древний символ Перуна (см. "Перун") и Рода. Таким образом, может вполне получится, что К. является аналогом бога неба и огня Сварога (см. "Сварог"). Л. Прозоров считает, что оное божество никто иной как Хорс (см. "Хорс), имя которого было преобразовано указанным образом.
Лада - богиня любви. Аналог вост.-слав. Лады (см. "Лада" из разделов "Боги восточных и южных славян", "Боги поляков").
Летница (Пеперуда, Додола) - супруга Перуна (см. "Перун"), богиня дождя. Изображалась в виде обнаженной девушки, увешанной листвой. Почиталась как мать Деваны (см. "Девана").
Морана - богиня смерти, аналог вост.-слав. Мораны. (см. "Морана" из раздела "Боги восточных и южных славян"). Согласно "Mater verborum" (с дописками Вацлава Ганки) изображалась трехликой или в виде луны.
Перун - бог грозы, глава пантеона. Аналог вост.-слав. Перуна (см. "Перун").
Святовит - согласно "Mater verborum" бог войны и растительности.
Триглав - скорее всего, аналог вост.-слав. Триглава (см. "Триглав" из раздела "Боги восточных и южных славян"). Изображался с тремя козлиными головами.
Вторая группа
C Mater Verborum вообще все очень сложно ввиду ее частичной фальсифицированности, поэтому грань между II и III весьма условна.
Дирцея - функции этой богини неизвестны. Сохранилось только косвенное свидетельство о ее покровительстве амазонкам.
Кёрнис - (первоисточник утерян) бог вишни. По моим догадкам, это божество заимствовано славянами у соседей-латышей, поскольку его имя явно латышского происхождения (от "Кёрцис" - вишня).
Кигала - функции этой богини неизвестны. Сохранилось лишь косвенное упоминание о единственном случае передачи через ее посредничество воли богов людям.
Климба - функции этой богини неизвестны.
Красатина - функции этой богини неизвестны. Д. Дудко предполагает, что К. являлось эпитетом Лады (см. "Лада").
Красопани - эпитет Дзидзилели (см. "Дзидзилеля").
Кросина - богиня, вымаливающая у Перуна (см. "Перун") дожди. Аналог или же эпитет Летницы (см. "Летница").
Порвата - подземная богиня. "Mater verborum" выставляет ее аналогом латинскую Прозерпину.
Прия - богиня любви и весны. Заимствована из скандинавского пантеона, где была известна как Фрейя.
Радигост - бог огня, солнца и войны. Внук Кирта (см. "Кирт").
Своба - богиня свободы. "Mater verborum" ставит ее аналогом латинскую богиню Феронию.
Свор - бог-зодиак. Я провожу аналогию между ним и вост.-слав. Сварогом (см. "Сварог") не только по схожести функций, но и по однокоренным именам ("Сварга" - общеиндоевропейское слово, обозначающее небо).
Третья группа
Страчек - функции этого бога неизвестны. "Mater verborum" ставит его аналогом латинского бога Пика. Имя его означает "сорока". Также известно, что С. является сыном Сытиврата (см. "Сытиврат"). Вспомнив русскую легенду времен синкретизма о том, как черт создал сороку, чтобы та сторожила его сокровище, можно предположить, что и у чехов был аналог этого сказанья.
Сытиврат - об этом божестве известно только о, что он сбежал от молний Перуна (см. "Перун") и является отцом Страчека (см. "Страчек"). "Mater verborum" ставит его аналогом латинского бога Сатурна. Исходя из вражды С. и Перуна, а так же сопоставив рассказ о его сыне Страчеке с русской легендой о созданной чертом сороке, могу предположить, что данный персонаж являлся аналогом Чернобога (см. "Чернобог").
Боги северо-западных (балтийских) славян.
Первая группа
Белбог - бог добра и брат Чернобога (см. "Чернобог"), аналог вост.-слав. Белобога (см. "Белобог" из раздела "Боги восточных и южных славян").
Жива - богиня жизни, аналог вост.-слав. Живы (см. "Жива" из раздела "Боги восточных и южных славян").
Заря - богиня зари, аналогичная вост.-слав. (см. "Заря Вечерняя", "Заря утренняя").
Зевана - (по версии Мизунов) поморская богиня охоты. аналог зап.-слав. Дзеваны (см. "Дзевана").
Прове (Проно, Праве) - бог правосудия, а если верить Мизунам, то к его функциям можно прибавить природу и пророчества. Лев Прозоров считал что в П. следует видеть Перуна (см. "Перун"). Изображался он длинными ушами, в короне, сапогах, со знаменем и жезлом.
Радигост - бог огня, солнца и войны у лютичей и бодричей. Изображался с секирой и щитом, с бычьей головой на груди и с палицей, а в ряде случаев с медной короной на голове. Также изображался лежащим на ложе.
Ругевит - бог весны/лета и войны. Изображался с семью лицами и восемью мечами (из которых семь висело на поясе, я восьмой был сжат в руке). Считался покровителем острова Руян. [Исходя из указанного выше аргумента (см. "Поревит"), я предполагаю, что имя данного божества звучало в оригинале Руевич. - прим. Лифантьева С. С.]
Сварожич - именование по отчеству бога огня. Судя по наличию у балтов такой формы его имени, можно предположить, что ими также почитался бог Сварог (см. "Сварог" из раздела "Боги восточных и южных славян"). Изображался С. как воин в полном доспехе. Христианские хронисты описывали его как христоборца.
Святовид (Свентовит, Световид) - по поводу функций этого бога существуют три версии. Согласно первой, он является творцом вселенной и аналогом вост.-слав. Рода (см. "Род"); согласно второй, он символизирует четырехсезонное солнце; последняя же версия (принадлежащая Д. Дудко) назначает этого бога ответственным за войну. Изображался данный бог с четырьмя лицами. Я считаю, что данный персонаж мог появиться не раньше 7 в.до н. э., поскольку слово "свет" иранского происхождения, а значит могло появиться в речи славян лишь с установлением тесных контактов со скифами. Еще, исходя из указанного выше аргумента (см. "Поревит"), я предполагаю, что имя данного божества звучало в оригинале Светович.
Тригла (Триглава) - богиня луны или же земли и плодородия. По моей версии, Т. является позитивированной интерпретацией вост.-слав. Яги (см. "Яга").
Триглав - бог предсказаний и войны. Изображался с тремя серебряными головами и повязкой на глазах. Последняя черта позволяет видеть в нем Т. восточных славян (см. "Триглав" из раздела "Боги восточных и южных славян"). Лев Прозоров предполагал, что под именем Т. следует видеть восточнославянского Стрибога (см. "Стрибог")
Чернобог - бог зла и брат Белбога (см. "Белбог"), аналог Ч. восточных славян (см. "Чернобог" из раздела "Боги восточных и южных славян").
Черноглав - бог войны и победы. Изображался в виде черного мужчины с серебряными усами. Д. Дудко видит в нем аналог Перуна (см. "Перун"), однако, на основе одинаковых изображений, я считаю его аналогов вост.-слав. Чернобога (см. "Чернобог" из раздела "Боги восточных и южных славян") и ярким примером позитивированной интерпретации.
Яровит - бог войны и плодородия. Считается аналогом (а иногда и братом) вост.-слав. Ярилы (см. "Ярило"). Изображался с золотым щитом (что может указывать и на солярные функции) или с копьем. Христианские хронисты описывали этого бога как христоборца. [Исходя из указанного выше аргумента (см. "Поревит"), я предполагаю, что имя данного божества звучало в оригинале Ярович. - прим. Лифантьева С. С.]
Вторая группа
Пизамар - сведений о функциях этого бога не сохранилось. Однако, имея некоторый опыт столкновения с германскими и греко-византийскими искажениями славянских имен (например: Межамир - Меземнир, Святослав - Сфендослав, Владимир - Вальдамар, Мужик - Маджак, Мусок), я склонен предполагать, что настоящим именем бога было Бежимир; а исходя из полученного имени можно допустить, что сфера влияния П. распространялась на солнце или ветер.
Поревит - (по предположению К. Швенка) бог осени/зимы. Изображался пятиликим. [Исходя из того, что в славянское племя дреговичей в византийском источнике "Чудеса св. Дмитрия" названы другувитами, я предполагаю, что имя данного божества звучало в оригинале Поревич, или, точнее - Борович, либо же Буревич. - прим. Лифантьева С. С.]
Поренут - (по версии Д. Дудко) бог-прародитель. Изображался с четырьмя лицами на голове и с пятым, которое он держал обеими руками на груди.
Припегала - (по предположению Д. Дудко) бог плодородия и солнца. Христианские хронисты описывали этого бога как христоборца.
Пурувит - (по предположению Д. Дудко) другое наименование Поревита (см. "Поревит").
Сива - относительно функций этой богини существует три версии. Согласно мнению Мизунов, она - поморская богиня осени и плодов, по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева - это богиня плодовых деревьев. А Б. Рыбаков видит в ней аналог вост.-слав. Живы (см. "Жива" из раздела "Боги восточных и южных славян"). А. Н. Афанасьев переводит ее имя как "сияющая".
Генниль - полабский защитник скота и бог зари. Его символизировало изображение руки, держащей кольцо.
Годраг - бог бодричей. О его фукциях сведений не сохранилось.
Курент - бог исцеления, праздников и музыки. Изображался в виде парня с дудкой или скрипкой.
Подага - сведений о функциях этого бога не сохранилось. Д. Дудко предполагает его аналогичность зап.-слав. Погоде (см. "Погода"). Стоит принять во внимание версию, согласно которой П. является богом южного ветра (см. "Подага" из "Боги восточных и южных славян").
Рунвит - (по предположению Д. Дудко) другое имя Ругевита (см. "Ругевит").
Светан - божество ободричей. Точных сведений не сохранилось. Известно, что ему было посвящено поле, на котором состоялась битва ободричского князя Дражко с нордальбингами. Предполагаю, что С. является формой имени Святович-Святовид (см. "Святовид").
Трибик - подземное божество эпидемий. Д. Дудко считает его аналогом Чернобога (см. "Чернобог"), я же скорее склонен видеть в нем вост.-слав. Стрибога (по созвучию имен и по названию эпидемий - "поветрие").
Турупит - (по предположению Д. Дудко) другое имя Поренута (см. "Поренут").
Флинц - лужицкий бог с германским именем (обозначающим "кремень"). Символизировал две противоположности - жизнь (в лице солнца) и смерть. Изображался в виде мертвеца с черными кудрями, одетого в красный плащ, стоящего на камне и держащего факел. На плече Ф. изображали льва, рычание которого пробуждает мертвецов.
Цица - лужицкая богиня. Функции ее неизвестны, но по схожести имен можно провести аналогии с белорусской Цецей (см. "Цеця").
Ютробог - лужицкий бог солнца и зари. Изображался с кругом на груди и с солнечными лучами вокруг головы.
Ясонь - (по мнению Д. Дудко) бог солнца.
Третья группа
Родомысл - (по Мизунам) варяжский бог законов и мудрости
Сноска: во многих случаях чешские боги представляются хронистами под именами латинских аналогов, что иногда упрощает работу по определению функций, но нередко, наоборот, усложняет. Также из-за вышеуказанного факта имена многих богов так и остались неизвестными.
.
Рябинка из рода Одинокого Волка
|