Комоедица. Детский праздник в "Лесной сказке"


История эта, можно сказать, началась с Масленицы. Организация мероприятий в “Лесной сказке” показалась очень даже неплохой, персонал - заинтересованным, и возникла идея помочь провести на базе музея какой-нибудь весенний праздник для детей. Поразмыслив, выбрали Комоедицу, объединив два “соседних” праздника: собственно, саму Комоедицу – пробуждение и именины медведя и Веснянки – весеннее равноденствие, день жаворонков и закликания весны.

 

Планируя мероприятие, замахивались мы сразу на несколько целей:

а) Возрождение в детях уважительного отношения к природе и традициям предков;

б) Ненавязчивая реклама язычества среди взрослых участников;

в) Помощь музею;

г) Проведение обрядов.

Первоначально, правда, мы ожидали, что наша роль будет, в лучшем случае, на равных с другими сотрудниками музея (как минимум одним, которому по первому варианту сценария отводилась роль сергача для медведя), т.к. люди мы новые, навыков работы с детьми не имеем и помощь более опытного участника была бы более, чем кстати.

Но все оказалось не так просто. На планируемые дни проведения Комоедицы у музея намечалось еще одно мероприятие, в котором оказалось задействовано большинство сотрудников – закрытие сезона гонок на собачьих упряжках. А нам недвусмысленно дали понять: против проведения праздника нисколько не возражают, но и помогать участием (кроме рекомендаций и кое-какого необходимого реквизита) никто не станет. Одним словом подход был следующий: проведете – скажем “спасибо”, не проведете – не расстроимся.

Отступать мы, разумеется, не стали, но нервотрепки резко прибавилось. Пришлось спешно перекраивать сценарий под вариант, не предусматривающий участия сергача, а также подразумевающий некий сюжет для, собственно, “художественного обрамления” пути на Лысую Гору.

По разработанному в итоге сценарию предполагалось, что медведь, которому очень даже неплохо спится в берлоге, совсем не стремится вылезать и не желает пускать в лес Весну. Лесные зверушки, измученные долгой зимой и мартовской обманчивой погодой, идут звать детей на помощь – упросить Хозяина Леса сменить гнев на милость. Мы вместе с ребятишками идем в лес, на Лысую Гору, где, собственно, встречаем сонного и крайне недовольного Медведя. Тот не желает ничего даже слышать про какую-то там Весну, но после уговоров ведущей-Рябинки соглашается поиграть с ребятами.

Была написана простенькая, но красивая сказка о ссоре Мораны с Лелей, которую предполагалось сделать “каркасом” всей истории.

Игры на горе намечались не простые, а с подтекстом.

Первая игра – “У медведя во бору”. Намечалось чертами на снегу “медвежье царство”, “человечье царство”, а между ними – дремучий Бор (ничего не напоминает?). Под присказку “У медведя во бору грибы-ягоды беру, а медведь не спит, он на нас рычит!” дети смело бегали по “бору”, но как только кончалась присказка, медведь выбегал из своих владений и гнал ребят до их “царства”, куда ему хода нет. Ну, а уж кого поймал – забирал в свое медвежье царство и не выпускал.

Выбраться из Нави (кто еще не понял!) неудачникам можно было только с помощью своих оставшихся в мире людей более везучих товарищей. Во второй игре пленники Медведя становились в круг – “берлогу”, и остальные участники пытались, прорвавшись мимо охранника-Медведя, вытащить их из этого круга. Однако, если Медведь успевал схватить “спасателя”, тот разделял судьбу пленников.

После того, как все благополучно выбирались из Медвежьего Царства обратно в мир людей, напряженность между людьми и Зверем смягчалась, и в третьей игре Медведь участвовал уже в паре с ведущей (т.е. со мной): мы гонялись за ребятишками, держась за два конца недлинного пояса, а те должны были проскочить между нами, поднырнув под пояс.

Дальше предполагалось, что Медведь сменит гнев на милость, даст добро на Весну и все вместе поводят хоровод с пением веснянок и подниманием к небу жаворонков.

Помимо сюжетного праздника, на мои хрупкие плечи легло ведение трех мастер-классов: лепка жаворонков из соленого теста, лепка и раскраска блюдечек из папье-маше (планировалось таким образом рассказать ребятам об основных иерографических символах славян) и оригами на птичью тематику. Изюминка ситуации в том, что и соленое тесто, и папье-маше, и оригами я прежде видела исключительно издалека, и указанные премудрости пришлось осваивать экстерном (яндекс в помощь!) в промежутках между изготовлением костюмов к празднику (медвежьей маски для Скрытня и длинной юбки с тесьмой – для меня), согласованием сценария, закупкой кисточек-красок-бумаги и прочими прелестями предкомоедичной подготовки.

И вот, после недели беготни с подготовкой, настал час икс. В семь утра, забив два рюкзака и корзину материалами и реквизитом и заручившись словом Дарислава, что он мешать не будет (на три четверти – сдержал), мы отправились в Токсово…

Первый день вышел тихим. Людей было мало: в основном подгадила погода – пасмурная оттепель с моросью. Из-за этого обрядов и мастер-классов в первый день не проводили. Слонялись по двору и музею. Осваивались. Я, слушая других экскурсоводов в процессе проведения немногочисленных стандартных экскурсий по зоопарку и музею, постепенно запомнила основную канву, и вечером уже осмелилась сама провести последнюю группу по музею. Для привлечения людей, Волк вылепил здоровущего снежного медведя. Судя по тому, что к концу дня народ начал заходить, по крайней мере, на обычные экскурсии – зверюга свою роль выполнил.

__

Второй день начался с того, что Скрытень открыл в себе новые грани (ГОСПОДА ГУСАРЫ!!!! Фи, право же… я говорю о таланте скульптора, который, как выяснилось, все эти годы невостребованно хранился в глубинах его незаурядной души). И началось… Покосившийся за ночь вчерашний медведь был подновлен и улучшен, забор украсился снежным пеньком с опятами, ворота – изящным снежным жаворонком. Проходящая мимо ребятня все лезла посмотреть, называя Волка “мастером-волшебником”. Пиком замыслов была непонятная композиция типа Стоунхендж на огромном сугробе. По словам Волка, он рассчитывал, что народ попрет хотя бы узнать, что это такое, а тут уж он их и возьмет в оборот. И ведь пошла задумка-то! Пока суть да дело, успел сагитировать группу на вечер. А тут как раз приехали три семьи с детьми персонально на медвежьи обряды!

__

И началась круговерть. Дети возжелали лепить из теста. Сие занятие им так понравилось (правда мои фирменные жаворонки с витыми крылышками и хвостиками у них не особо пошли – сложновато показалось, зато мальчишки налепили классных домиков и кораблей, а девочки – “тортиков” и “пирожков”), что стоило труда отвлечь их от лепки и увлечь, наконец, на Лысую гору.

Эта первая группа оказалась для меня очень непростой. Часть детей почти сразу убежала далеко вперед по тропинке, а одна семья, наоборот, сильно отстала. Я начала нервничать, недостаток практики давал себя знать – программа вышла довольно скомканной, и мне остается только надеяться, что участники не остались очень уж разочарованными.

Сказку, конечно, пришлось сократить, оставив базовый сюжет. По сложившейся в “Лесной сказке” оригинальной практике, чтобы сделать экскурсию более живой и увлечь детей (которым быстро надоедает слушать), мы использовали мягкие игрушки, олицетворявшие лесных зверушек, ждущих весны. По дороге я рассказывала детишкам и про то, как рождают зайчихи мартовских зайчат-настовичков и оставляют их прямо на снегу, накормив питательным, густым и сладким, как сгущенка, молоком. Какие крошечные рождаются у медведицы в берлоге медвежатки – чуть побольше котенка. Как лесные мыши различных видов устраивают в корнях деревьев целые многоэтажные “коммуналки”, и мирно уживаются друг с другом, даже припасы используют сообща. А ребята устраивали зверушкам домики в снегу – норки мышкам, берлогу под корягой – плюшевому медвежонку, снежные гнездышки – зайкам.

Медведя по сюжету предполагалось опасаться и уважать, да не тут-то было. Эти маленькие разбойники начали с того, что обстреляли его снежками! Впрочем, Скрытень, изображавший спящего в берлоге и разбуженного зверя, выглядел весьма внушительно. Он потом самых буйных снегометателей лично отлавливал и валял в снегу. Автора снежной охоты на медведя даже немного попрессовал своей тушей в сугробе под мой довольный комментарий “А вот медведь сейчас задерет!”. Игры прошли немного сумбурно, но весело. В целом вроде ребятам понравилось. Один даже из берлоги вылезать не хотел, во всех играх просил его оставить там. Девчонкам больше по душе хороводы пришлись… Чтобы взрослые не мерзли, Волк, который Медведь, их тоже облапливал и боролся.

Вообще первая экскурсия на гору меня очень вымотала. По возвращению снова нашлись желающие лепить, а вот другие мастер-классы интереса не вызвали. Впрочем, здесь очень удачно вмешался Скрытень: пока малыши вместе со мной возились с тестом, он, на примере подготовленных мною заранее в качестве образца блюдечек с иерограммами провел для взрослых, скучавших в ожидании своих чад, импровизированную лекцию по славянской символике. Вел аккуратно, памятуя предупреждение работников музея, что сильно в язычество перегибать не стоит. Но когда один из взрослых удивился, что христианство же все уничтожило, понял, что эти люди – в теме, и уже менее стеснялся. Паролем было именно та самая фраза – “христианство уничтожило”. Не эвфемизмы вроде “изменило”, “потеснило”… С тем, кто знает, что христианству свойственно уничтожать, вещи можно называть своими именами.

__

Второй экскурсии вообще-то мы уже не ждали (время было к вечеру), но пришли две семьи из местных, токсовских, кого Волк зазывал еще с утра. С ними было куда легче. Всего двое малышей, ровесников Дарьки, и их родители. Последние оказались внимательными и заинтересованными, и по мере возможности помогали увлечь детей. Да и я, оценив ошибки и недочеты первого выхода, сделала необходимые поправки и чувствовала себя куда уверенней. Сказку, правда, пришлось сократить совсем уж до минимума, а из игр на горе – из-за острого дефицита участников оставить только “у медведя во бору” (малыши побаивались медведя, младшая девочка вообще расплакалась и в игру не шла). Зато веснянки пошли на ура – хоровод для маленьких штука привычная.

Если в первый раз Скрытимир изображал буйного зверя, то во второй постарался стать добрым мишкой… Страх постепенно проходил, и дети радовались доброму медведю, который носит их на сильных лапах по заснеженному лесу, подбрасывает высоко, а потом снова прижимает к груди…

Фотографий с Лысой Горы, к сожалению, нет. Во-первых, потому что фотографировать было некому – мы оба были заняты. А во-вторых, как бы то ни было, несмотря на все накладки и неудачи, для нас происходившее на горе – обряд, а обряды не фотографируют – их проводят.

Стемнело. В музее давно нет электричества из-за трений с арендодателем, и собирались мы уже в полумраке, при свечах… Слепленных жаворонков в травяном гнезде Волк отнес в лес и оставил на дереве…Ненужная более маска легла в корзину…Мы, распрощавшись с друзьями из музея, отправились домой. Медвежий дух праздника шел вместе с нами: в электричке и в автобусе мы поздравляли людей, рассказывали им о праздниках и видели на лицах улыбки. Видимо, проснувшийся медведь и их осторожно гладил своей лапой.

Рябинка, Скрытень Волк



Обсудить на форуме.

На главную
Хостинг от uCoz