Волчье лето -2011

(отчет о поездках)


Вот и еще одно волчье лето не то, чтобы уже пролетело, но, так скажем, неслабо разогналось.

Волчье лето – оно, пусть и не так прекрасно, как волчья осень, любимое время нашего рода, но, как ни крути, а для активного отдыха и дальних путешествий (особенно – с ребенком) подходит лучше всего.

Семейной поездки в Киев мы ждали почти два года – с того самого памятного Покрова (здесь надо ссылку). Прошлым летом не сложилось. Зато этим – рейд вышел размашистый: Киев-Острогожск-Павловск-Воронеж-Липецк… и этим еще все не заканчивается, но это уже другая история, которая будет твориться последние несколько дней отпуска, и о ней – потом и отдельно. А пока – по порядку.

Киев

Рябинка:

Мать городов русских встретил(а) прохладой и дождичком, при том, что уезжали из северной столицы в жуткую жару. У Магуры Дарислава ожидало первое (ставшее одним из самых ярких) впечатление от поездки – целых пять крайне незалежных и абсолютно самостийных кошек, с которыми у него тут же сложились теплые дружеские отношения.

Следующий день – прогулка по городу, Музей Истории Украины… и встреча (для нас с Волчонком – первая) с образом Того, чьим символом отмечена наша родовая вышивка.

Густая зеленая трава на холме, слегка влажная после ночного дождика, тропинка… Рядом – рукой дотянуться можно: дорожки, здания, асфальт, достопримечательности, туристы – обычные атрибуты современного, хоть и с древней историей, города.. А там, на крошечном пятачке сочно поскрипывающей под ногами зелени, там, куда тянется поросшая муравой тропка, времени словно не существует.

Черно-золотая резьба. Дарислав, сперва настороженный, неуверенный, а потом – маленькая ладошка обнимает и гладит теплое дерево, как старого друга, и они говорят. О чем? Это их дело, и не мне слушать такие разговоры. Я женщина, Перун для меня – бог уважаемый, но далекий, и потому мне не дано знать, что чувствовали мои Воины – там. Я же чувствовала лишь одно, но очень остро – Он на своем месте.

Несколько часов провели в музее. Из всех экспозиций меня, как ярую поклонницу Рыбакова, наиболее заинтересовал трипольский зал. Рассмотрела во всех ракурсах те самые, хорошо известные по “Язычеству древних славян” образцы: статуэтки юных беременных женщин со знаком засеянного поля, керамику с изображениями додол, календарь (Магура отметила, что по мнению Лозко, Рыбаков при его трактовке допустил ряд ошибок, как например “закрутил годовое колесо по солнцу, в то время как все календарные системы идут наоборот), биноклевидные сосуды, сосуды с барельефами женских грудей. Однако, помимо этого, бросились мне в глаза пара менее типичных (и нигде не описанных) статуэток: одна – это мужская фигурка в форме месяца, а вторая – весьма необычная для Триполья фигурка девушки, к сожалению, сохранившаяся лишь фрагментарно (голова и плечи). Как вы, наверняка помните, трипольская скульптура характеризуется как раз очень упрощенным изображением голов на женских статуэтках – круглых, без волос, с крупными ушами и лишь слегка намеченными чертами лица (глаза в виде круглых дырок, едва выступающий нос). Так вот, на увиденной мной фигурке лицо, к сожалению, сколото, но со спины явно прорисованы длинные пышные волосы, собранные в прическу типа “хвостик”, что полностью расходится с “каноном”. Почему так? Быть может, это совсем другой тип трипольской скульптуры, новые образцы которого все еще ждут своего часа в земле? Быть может, головки трипольских венер обезьяноподобны вовсе не из-за “примитивности” искусства мастериц того времени, возможно, на них обрядовые маски или специфичные головные уборы? Или я ошибаюсь, и дело вообще в другом? Увы, одна-единственная плохо сохранившаяся статуэтка – пища для гипотез, но не для серьезно аргументированной теории. Как бы там ни было, “девушка с прической” - загадка, еще ждущая своей разгадки.

Есть в трипольском зале и реконструкция облика трипольской девушки – скульптурный портрет по методике Герасимова. Тип лица – не славянский (я не специалист, но Ярисвет определил как динароидный). Вместе с тем, следов трипольской культуры в культуре славянской (вплоть до собранных этнографами образцов керамики и вышивки, датированных ХХ веком) столько, что их следами-то обозвать язык не поворачивается – прямая преемственность, притом, что в культурах иных народов трипольское влияние, конечно, тоже прослеживается, но в таком объеме и до столь позднего времени – более нигде. Так что, как бы ни было это неприятно сторонникам “расовой преемственности славян с древнейших времен”, все же культурная преемственность гораздо старше фенотипа, и в протославянском “этнокотле” очень немалую роль сыграли те, кто антропологически от современных славян весьма далек.

Другие залы мне запомнились плохо, так что передаю слово Скрытню.

Скрытимир:

Один из залов музея посвящен греческим колонистам, основывавшим города на северном побережье Черного моря и в Крыму. Довольно интересно было отметить в росписи на некоторых типично греческих сосудах следы местного – скифо-савроматского влияния.

Еще один зал, кстати, посвящен им. Он разбит на три части – выставка посвященная предшественникам скифов – гиммиру (которых еще называют киммерийцами и ошибочно соотносят с германским племенем кимвров), выставка относящая зрителя к собственно скифам и, самая большая часть зала, была отдана на владение савроматам. Лично мне очень интересно было отмечать сходства и различия в оружии и доспехах этих народов (при том что гиммирийская экспозиция – уникальная, ее наличие В МИРЕ было для меня особенно удивительным). Интересна, кстати и диорама, наглядно иллюстрирующая скифский обряд жертвоприношения мечу.


Много залов посвящено славянам и антам. Можно увидеть подлинные сосуды-календари, реконструкцию збручского алтаря, украшения антов (похожие я плел из проволоки на работе)… Много миниатюр из летописей, предметов быта, кладов… Не меньше и вооружения различных эпох. Для контраста -–совсем рядом оружие, украшения и предметы быта заклятых друзей Руси – печенегов, половцев, монгол и других “понаехали”. Огромные картины на стенах демонстрируют быт и войну былинных времен. Впечатляет по размерам и диорама древнего Киева. А специально для самых библоупертых – образцы древнеславянской письменности на керамике, оружии и срисованные со стен.


Славянский доспех
Печенежский доспех

Целый зал посвящен кладам. Ну, арабскими дирхемами никого не удивить, а вот древнеримские монеты наглядно демонстрируют торговые и политические связи наших предков.

Несколько залов посвящено козацкому быту и оружию, вооружению польской шляхты и различным атрибутам тех пропахших кровью и порохом времен. Особенно впечатлил меч, который даже в обломанном состоянии был немалого размера и более моей ладони в ширину. Длиной же он должен был превышать мой рост.

Экспонаты народного быта порадовали разнообразием. Немного разочаровало, что национальный костюм был представлен лишь несколькими образцами: почему-то ожидал большего. Воочию увидели языческие иерограммы на вальках, ознакомились с формами для выпечки “печатных” пряников.

Финалом посещения стали зал, отведенный под шедевры из стекла и хрусталя, и золотая палата.

Рябинка:

Дарислав, как водится, в музее заскучал (несмотря на усилия бабушек-смотрительниц: уж и карету настоящую ему показали, и доспехи шляхетские, и макет украинской хатки, но уж слишком много в музее всего, а папа с мамой и тетей Магурой все какие-то черепки да железки фотографируют в десятке ракурсов каждый, и на сына отвлекаются не так часто, как хотелось бы). Впрочем, полагаю, персоналу польстило его повышенное внимание к залу, где были выставлены атрибуты современной украинской государственной власти – герб, гимн, флаг и т.п.

Ну и в целом по Киеву побродили немало. По его холмистому центру, где парки (кстати, город очень зеленый – сверху хорошо видно, как типовые жилые высотки торчат, словно грибы изо мха, прямо из моря деревьев) сменяются узенькими петляющими пешеходными улочками, а те – очередным подъемом к очередной “зеленой зоне”,и все это щедро приправлено памятниками и скульптурами, гулять можно хоть целый день, благо цены в местных кафешках по питерским меркам наискромнейшие, а мороженое и выпечка на улицах очень вкусные, так что и с голоду мы не вмерли. Очень понравился памятник основателям Киева на Майдане Незалежности: на мой вкус, прическа Щека с косами слегка отдает семеновщиной, но в целом герои – словно живые. Там же – скульптура казака с бандурой (Дарислав тут же пристроился к козацкой сабле – в таком виде и влез в кадр). Неподалеку от Золотых ворот (о них чуть позже) – трогательная скульптура-памятник обычному коту, долгие годы исправно охранявшему от крыс местное кафе. Красивы, слегка сюрреалистичны и одновременно очень душевны парковые скульптуры на Старокиевской Впечатлил и Днепр: экспериментов с птицей и москаликом, правда, проводить не стали, а вообще – красиво.


Парковая скульптура на Старокиевской
Днепр
Основатели Киева
Казак
Памятник коту
Просто уличная скульптура

На Старокиевскую заезжали на фуникулере: забавный гибрид легкого метро и трамвайчика на блочно-тросовой тяге, не столько транспорт, сколько обзорный аттракцион.

В день отъезда заглянули еще в музей Золотых Ворот. Впрочем, музеем в полном смысле этого слова его назвать сложно: мы просто побывали внутри как сохранившейся старой, исторической части, так и современной реконструкции фрагмента изначальной деревянной стены.

В прохладе каменной части ворот (древней) царит мрачноватое безвременье. Я осторожно трогала массивные валуны самой нижней кладки, вслушиваясь в их непонятную дышащим тяжеловесную жизнь, в их странную память. Я слышала там… не буду врать, что много, что ярко, что отчетливо… но слышала. Однако не ждите ясновидческих откровений о былых временах: отнюдь не “кино” о прошлом вставало перед глазами – лишь ощущения на уровне эмоций и ассоциаций, да и те, во-первых, поистерлись за все время поездок, заваленные прочими впечатлениями, а во-вторых – вроде и неплохо владею я слогом, однако не ложатся они на слова. Плохой я “приемник”, да и рассказчик, выходит не очень… Просто скажу – это второе место в Киеве (первое я уже упомянула – у идола на Старокиевской), где время имеет несколько иную структуру по сравнению с привычным нам четким троичным делением на прошлое-настоящее-будущее.

В деревянной “новостройке” тоже полазили не без удовольствия: реконструировано добротно, более-менее исторически достоверно. Правда, если снаружи все смотрится вполне убедительно, то внутри, конечно, предусмотрены и современные двери, и лестницы, и стекла на окошках и прочие атрибуты комфорта туристов… но все же симпатично, и фоны для фоток неплохие.

Острогожск

Из Киева мы приехали в Острогожск – погостить пару дней у моих родственников. Дело привычное, практически каждый год мы их навещаем, однако в этом году стандартный отдых в кругу родни дополнился парой актуальных эпизодов.

Во-первых, приезд наш, шестое июля, совпал с датой Купалы по новому стилюМы, как известно, в отличие от многих современных общин, все же предпочитаем отмечать обе даты отдельно: Солнцеворот как сугубо солярный праздник, все обряды которого посвящены поддержке солнца на переломе его пути, а Купала – праздник более индивидуальный, своего рода обновление связи с живым, с землей, с лесом, основой которого становится ночное бдение у костра. В этом году, т.к. с дороги не было ни сил, ни возможности нормально подготовиться, ночевку в лугах (хотя первоначально таковая и обсуждалась) устраивать все же не стали, я просто сводила Скрытимира на закате через поля, вдоль дубовой лесополосы к дальнему яру, который помнила еще с детства – тогда мы с дедом ходили туда за чабрецом, за дикой смородиной и земляникой, что росли на склонах, за серебристыми карасями на пруд. И с тех самых пор, уж лет 15 я там не была. С детства путь к яру запомнился как долгий-предолгий, полноценный поход мало не на полдня в одну сторону. Но на деле оказалось – рукой подать, полчаса хорошим ходом. Места изменились, пруд спустили, кусты смородины совсем заглушило травой, склоны оврага поросли ивняком и молодыми осинами, но хуже яр не стал – просто стал другим, и я была рада этому. Я не люблю возвращаться к прошлому – оно прошло, его не вернешь, да и незачем. Место продолжает жить. Место помнит меня. Мы встретились. Стояли, смотрели, слушали. Съели по пирожку из припасенных с собой (бабушка к нашему приезду напекла), несколько оставили месту. Засыпающими полями шли домой. Такая вот Купала. Кому-то, быть может – фи, где размах, буйство, где народные гулянья. А вот я буду помнить…

Ну и второй момент: как-то в прошлом году совершенно случайно выяснилось, что в городке моего детства Острогожске (который я, признаться, с того же самого детства считала местечком прелестным, но довольно скучным и вряд ли способным на сюрпризы), оказывается, имеется небольшая вполне себе родноверческая община. Так что к этому приезду Скрытимир заранее договорился о встрече с их лидером, Владимиром. Знаете ли, совсем не безразлично, кто представляет родноверие в твоем почти родном городе: адекватные люди или очередной долбославский сброд сродни некроежикам.

С Владимиром Скрытень встречался без меня, так что вновь предоставляю слово ему:

Скрытимир:

В Острогожске встретил Владимира. Хотел приглядеться, что именно за человек и как к нему относиться. Настораживало то, что в том городе уже были люди, чуть-чуть не успевшие найти Перуна в поленнице. При встрече ничего такого не проглядывало: человек увлечен историей родного края, много копается в архивах и музеях, а так же затеял один очень интересный эксперимент.

http://www.ostrogozhsk.ru/forum/viewtopic.php?p=181160#181160

Он отметил, что цепь курганов в Копанище лежит на одной линии с Маяцким городищем и хорошо проглядываются друг с друга. На основе этого Владимир предположил, что это не захоронения, а цепь сигнальных маяков, что и вознамерился проверить. Хотелось бы поучаствовать.

Павловск

Рябинка:

Далее был мой родной город Павловск, где мы традиционно отдыхали у моих родителей. Помимо стандартного отпускного набора развлечений: купание в Дону, прогулки по лесу, книги из местной библиотеки да бытовые дела, Волк занимался тренировками (сам и с другом-кузнецом), а я помаленьку травничала – насушила впрок ромашки, чабреца, душицы, дикой мяты с донских берегов. Забегая вперед, скажу, что дорожные сумки мои на обратном пути благоухали мятой так, что наводили на мысль об ограблении склада жевательной резинки.

Пару суток провели со Скрытимиром на Дону с палаткой, напротив меловых скал. Без особого успеха пытались заснять пару коршунов, живших, судя по воплям голодных птенцов, с семейством неподалеку в лесу и промышлявших рыбу над Доном. Но ушлые шуляки (вот уж не зря считаются Чернобожьей птицей!) нахально вертелись перед самым носом, стоило убрать подальше фотокамеру, но как только фотоаппарат оказывался в руках, предпочитали кружить на солидном расстоянии. Сколько нервов вытрепали, а четкого снимка так и не удалось сделать. Зато выследили на отмели цаплю, закусывающую лягушками, которую Волк сфотографировал с довольно близкого расстояния (подбирался короткими перебежками чуть ли не по-пластунски). А на илистом мысочке совсем недалеко от нашего лагеря отпечатался четкий след косули, а также лапы наподобие собачьих, для волка вроде бы мелковатые, но с четко выступающими вперед двуми пальцами (что вообще-то типично как раз для волков – у собаки лапа более округлая). Может, и собака, конечно, их, одичавших, в наших лесах тоже немало попадается, как и кошек. Кошка, кстати, приходила к месту нашей ночевки: светло-рыжая, очень изящная, похожа на ангорскую, но с менее длинной шерстью. Не пугливая, но и не ручная, к нам не шла, все поглядывала из кустов.

Воронеж

Рябинка:

Основным впечатлением на этот раз стало посещение центра славянской культуры “Дом Сварога”. Разыскать данное заведение оказалось непросто, но о потраченном времени жалеть не пришлось. Это своего рода небольшой музей в три зала. Первый зал посвящен археологическим изысканиям Воронежской области, в том числе, Костенкам. Имеются и подлинные экспонаты, и копии. Весьма интересными мне показались “действующие модели” палеолитических каменных орудий, с рукоятками и пр., готовые к употреблению. Экскурсовод (он же директор музея) рассказывал о древнейшей истории славян вообще и Воронежского края – в частности. Лекция, правда, строгой научностью не отличалась: проскакивали и элементы инглиизма (вроде Лады-Богородицы), и упоминания Велесовой книги, иные сомнительные факты без ссылки на источники (например, осторожный намек на происхождение названия “Воронеж” от имени Сварога – “Сваронеж”), но надо отдать автору должное – глубоко в новодельные фантазии он не влезал, и экскурсия получилась не то, чтобы очень уж полезной и познавательной (часть фактов довольно широко известна, часть – мягко говоря, спорна), но живой и интересной – бесспорно. Заслуживающим внимания мне показался один аргумент в пользу того, что Воронежская область и вообще Черноземье вполне могло быть в глубокой древности развитым и густонаселенным культурным центром. Этот аргумент – собственно, местный чернозем, уникальное природное явление. Таких земель нет более нигде, куб чернозема из Тамбовскойобласти лежит в Парижской палате мер и весов как эталон почвы. Однако, ведь черноземные почвы – это не нефть и не каменный уголь, они образовывались не во времена динозавров, а во вполне обозримых границах 10-15 тыс. лет назад (как учили нас во втором классе на природоведении, один сантиметр чернозема образуется примерно за 100 лет, самый же толстый слой этих почв в наших краях составляет порядка метра. Получается, они начали образовываться во времена мезолита. Но именно здесь, не южней, не северней. Стало быть, здесь была в разы более богатая по сравнению с окружающими землями растительность (судя по всему – из-за оптимальных климатических условий), а как следствие – и животный мир (охотничьи угодья) был крайне обилен и разнообразен. Соответственно, местность была в самом деле крайне удобная для проживания значительного количества людей. Вот такие экономико-географические доводы.

Второй зал посвящен быту и художественным промыслам. Оформлен очень красивой и необычной резьбой с росписью (художник – Юрий Золотарев, к сожалению, ныне покойный). Опять же, представлены как старинные вещи: керамическая посуда, домашняя утварь, скрыня из гнутой цельной доски, так и современные: удивительно красивые резные деревянные блюда работы воронежских мастеров, советских времен палехский триптих, посвященный полету Гагарина, изящные вазы с древнеславянской символикой из различных по окраске сортов глины – от белоснежной до угольно-черной, украшения из бисера, вышивки, игрушки.

Дополняют убранство залов развешанные по стенам фотоработы. Директор музея – профессиональный и очень талантливый фотохудожник. И именно эти фото придают центру совершенно особую атмосферу, которой я не встречала даже в самых лучших и интересных музеях – они объединяют нитью жизни древнее с современным, словно бы говоря – это не обрывки прошлого, не анахронизмы, взгляните: вот он мир, он прекрасен, многообразен, а вот мы в нем, и мы ЖИВЕМ.

В третьем зале – картины. Имеются три подлинника К.Васильева: “Псковская княжна”, “Человек с филином” и “Князь Игорь” Также хорошо известная на просторах Интернета картина “Купальская ночь”, оказывается, принадлежит кисти моего земляка, воронежца Д.К. Фисунова. Там же представлена еще однаработа этого автора: “Посвящение воеводы”


Купальская ночь
Посвящение воеводы

Кстати, хочу обратить ваше внимание на то, что вариант “Купальской ночи”, выставленный в “Доме Сварога”, имеет одно весьма значимое отличие от общерапространенного варианта: на заднем плане прорисовано капище с идолом.

Очень хороши картины В.М.Назарука. Этого художника мы все с вами заочно знаем как мультипликатора: “Мамонтенок”,… - его работы. Однако в “Доме Сварога” он предстает в ином качестве. Работа “Крещение Киева” у меня вызвала слезы. Прекрасны и другие картины: триптих, посвященный “Слову о полку Игореве”, северная красота работ, иллюстрирующих походы варгов.


Крещение Киева
Боян

Также многим знакома картина “Возвращение Белояра”. Ее автор – тот самый Юрий Золотарев, что оформлял зал, посвященный славянскому быту.

Скрытимир:

Относительно музея “Дом Сварога” хотелось бы отметить один сюжет: рассказывая о булатном ноже, экскурсовод дал его мне и спросил, смогу ли определить, боевой он или охотничий. Я отметил, что скос на обушке не заточен, потому, скорее всего боевой. Экскурсовод, демонстрируя превосходство, забрал нож и рассказал о том, что боевой отличается упором для большого пальца на месте соединения рукояти с лезвием (я еще удивился – разве такой детали у охотничьего ножа НЕТ?). А позже, когда мне было позволено взять в руки тамошний меч, сделал простое вращение, восьмерку, опробовал в паре ударов… и заметил горящие глаза сопровождающего. Он поинтересовался, как я это делаю, и я малость “отомстил” за понт с ножом. Так что, с дружеским счетом 1:1 состязание в оружных понтах закончилось обоюдным удовлетворением.

Липецк

Скрытимир:

В Липецке навестили общину “Искон”. Первый день, он же день приезда, провели в полу-неформальной обстановке, перемешивая разговоры “за жизнь” с обсуждением вполне серьезных тем. Рябинке Немира подарила плетеный пояс.

На второй день устроили тренировку на берегу озера. Несмотря на жару, прошла вполне достойно: в этот раз ей не предшествовал многочасовой поход по раскаленному городу. Но даже при этих условиях, после каждого боя я лез в озеро – малость остыть. Поначалу бились на черенках, потом – в рукопашную. Сам я участовал в четырех боях (не считая финала, когда втроем пошли месить Велеслава): три фехтовальных и одни рукопашный. Ну, рукопашник из меня никакой, так что многого я от себя и не ожидал. И был скорее удивлен тем, что несколько моих ударов Свень пропустил. Из фехтовальных один бой не считаю: гонять новичка – не столько тренироваться, сколько его тренировать. А в остальном показал результат схожий с прошлогодним: со Свенем довольно удачно сошелся (немного подвела дыхалка), с Велеславом повезло меньше. Он как всегда – дерется подло, зато эффективно (а в бою наиболее показателен результат). Все это вы сможете увидеть на фото и видео. А вот помидорная дуэль, на которую вызвал Свеня год назад не задалась: мало того, что орудия дуэли народ растаскивал на закусь (что уже портило возможность считать), так еще мне по печени врезало (Карнач, не обольщайся, не ты) вчерашнее безалкогольное хлебосольство исконовцев, поэтому любимые помидоры поедаться никак не желали. Велел зачесть мне поражение по техническим причинам.

С тем и вернулись. И впечатлений море, и полезных сведений немало. Что ж, теперь можно с чистым сердцем вернуться снова к быту, работе и рутине? Да щазз! Впереди еще Радогощь. Но это – отдельная история…

Скрытимир Волк, Рябина Волчица.


Информация на данный момент устарела, поскольку в 2012 году липецкая община "Искон" и украинское сообщество "КРУК" показали себя с неприглядных сторон.


Обсудить на форуме.

На главную
Хостинг от uCoz