Исконный славянский дуализм или манихейское наследие?
Разберем этот вопрос подробно, а то уже начинает надоедать, когда все сводят к манихейству или богомильству.
Итак.
Манихейское учение.
Соотношение сил Света и Тьмы в мире менялось на протяжении разных эпох. Вначале существовало абсолютное и идеальное равновесие между силами Света и Тьмы. Свет располагался вверху, а Тьма — внизу, они являлись прообразами лёгкого, светлого, чистого неба и тяжёлой, тёмной, загрязнённой земли. Затем наступила вторая эпоха — промежуточная, или настоящая, когда изначальное равновесие было нарушено. Свет и Тьма перемешались, одно проникло в другое, и между ними началась борьба. Успех в этой борьбе сопутствует то одной, то другой стороне, и ни одна сила не может одолеть другую. Когда настанет в будущем третья, завершающая эпоха, силы Света окончательно возьмут верх над силами Тьмы.
В манихейском учении о трёх временах, или трёх эпохах, просматриваются явные параллели с буддийскими представлениями о трёх кальпах (временные отрезки в индийской и буддийской космогонии), трёх солнцах, или трёх временах: эре Синего солнца, когда на земле правил Будда прошлого Кашьяпа, эре Красного солнца (настоящего), когда в мире распространяется благодать Будды Шакьямуни, и эре Белого солнца, когда на землю придёт Будда будущего Майтрейя. Тогда силы зла, или Тьмы, будут окончательно побеждены, те, кто признал учение о трёх эпохах, будут спасены, остальные же окажутся сметены “небесным ураганом” и погибнут в страшных мучениях.
Подобная же идея о трёх этапах взаимоотношений между Светом и Тьмой содержится и в тибетском буддизме, что, в частности, воплотилось в легенде о стране Шамбале, где великие посвящённые ведут борьбу с силами тьмы и удерживают мир от окончательного разрушения, ожидая наступления эпохи, когда приход Будды будущего изменит равновесие сил в пользу света.
Абсолютно всё учение Мани дуалистично это видно не только из противопоставления сил Света и Тьмы. Манихеи говорили, например, о существовании Древа жизни и Древа смерти. Мани объяснял, что Древо жизни является одновременно Древом добра и соотносится с такими сторонами света, как север, восток и запад. Древо смерти соответствует югу. Интересно заметить, что юг во многих ранних религиозных представлениях соответствовал злому началу, обители злых и голодных духов, и удержать их на месте можно было, лишь обратившись лицом на юг.
Правителя Царства Света Мани называл Отцом Света или Отцом Величия он же Бог Отец или Великий Отец Светов. Он представляет собой воплощённое добро и благодать и проявляется в четырёх божественных формах: как Божественность, Свет, Сила и Мудрость. Отсюда название четырехликий Отец Величия. Отец Света также наделён пятью “славными качествами”, “славами” или “доблестями”: умом, знанием, рассудком, мыслью и осмотрительностью, которые и позволяют ему мудро править этим миром. Естественно, ни одно из этих проявлений не сопоставимо с обычными человеческими понятиями, например о могуществе или свете; все эти качества явным образом превосходят любой помысел о них.
Божественные черты конкретизируются в 12 проявлениях, добродетелях или благодатных качествах. Это — верховная власть, мудрость, победа, примирение, чистота, истина, вера, долготерпение, прямота, благодеяние, справедливость, свет. Как следствие этого число 12 в манихействе превращается в священное число.
Царству Света во главе с Отцом Величия противостоит Царство Тьмы, которым правит злой, коварный и хитрый Царь Тьмы. Он правит не один, ему помогают мириады злых духов и демонов. Он прибегает к колдовству и обману, затягивая в свои сети всё новых и новых последователей.
Одновременно с этим Царь Тьмы выступает как правитель “тёмной”, т.е. загрязнённой, земли и пяти миров — огня, дыма, ветра, воды, тьмы. Они противостоят пяти светлым элементам, которыми располагает Отец Света (свет, ветер, огонь, вода, эфир). Все тёмные элементы являются физическими и как следствие тяжёлыми, стремящимися вниз, а светлые элементы — духовными, лёгкими и устремляющимися вверх.
Некогда два царства находились в полном равновесии, поскольку оба они представляют собой обязательные, необходимые и абсолютно равноправные элементы мироздания. Но однажды равновесие было нарушено — Тьма вторглась в Царство Света. Различные версии расходятся по поводу того, что положило начало этому дисбалансу: то ли демоны перешли запретную черту, то ли сам владыка Царства Тьмы сделал это. Так или иначе, с той поры началось долгое противостояние двух царств, которое, естественно, отразилось и в душах людей.
Манихейская космогония так трактует дальнейшие события. Основной её элемент — это понятие “вызова” или “призыва”, точнее — череды вызовов, которые посылают друг другу светлые различные божества. Вызов и отклик на него, который в свою очередь также может являться вызовом, являются ключевыми понятиями в манихействе, суть которых станет ясна из дальнейшего изложения.
Правитель Царства Света путем сложных актуализаций послал своего единородного сына, Первочеловека (или Сына Света), в Царство Тьмы для решительной борьбы с миром зла. По другим версиям, в результате “первого вызова” возникли два духовных начала, фактически воплощения самого Отца Величия — Мать Жизни и Первочеловек. Первочеловек был вооружён пятью священными силами, или чудесными элементами, — светом, ветром, огнём, водой и воздухом (эфиром). Во многих легендах Первочеловек вызывает себе на подмогу пять светоносных божеств, или сыновей, каждый из которых и соответствует одному из светлых элементов. Но Первочеловек не учёл коварства и подлости, на которые был способен князь Тьмы, — он был усыплён, а пять священных элементов поглощены тьмой.
Когда Сын проснулся, он понял, в каком плачевном состоянии находится, и воззвал о помощи. Отец, услышав крик Первочеловека, направил к нему особых посыльных — Духа Живого, Друга Света и Великого Зодчего. Дух Живой (Михрйазд) — центральная фигура в этой триаде. По другой версии, на этом этапе следовала целая череда “призывов”: Друг Света вызвал Великого Зодчего, Великий Зодчий воззвал к Духу Живому, а тот в свою очередь призвал к себе на помощь пятерых сыновей.
Посланцу следовало поторопиться, иначе пребывание Первочеловека (по некоторым трактовкам — вместе с Матерью Жизни) в Царстве Тьмы могло бы закончиться его гибелью. А потому Дух Живой изо всех сил устремился к чертогам зла. Достигнув границы, которая пролегала между Царством Света и Царством Тьмы, он громогласно ответил на призыв Первочеловека, возвестив тем самым о приближающейся помощи. Но окончательной победы над злом достичь не удалось: пять священных элементов остались в плену у Царства Тьмы и должны быть освобождены.
Вокруг “запертых частиц света” строилась вся космогония манихеев. Например, по объяснениям Мани, Дух Живой осознал, что запертые элементы так просто не высвободить из Царства Тьмы, и разработал целую стратегию их освобождения. Прежде всего, он сотворил весь космос для того, чтобы очистить или “вытянуть обратно” свет, поглощённый Царством Тьмы. Из частиц света, которых не коснулась тьма, Дух Живой создал солнце и луну. Из света, уже затронутого тьмой, были созданы звёзды, ветер, огонь и вода, находившиеся в постоянном движении. Материальный мир был сотворён из остатков поверженных демонов: в частности, из их костей возведены горы, из шкур созданы десять небес, из мяса и нечистот — восемь земель (иногда речь идёт о четырёх землях).
По некоторым версиям, творцом мира явился не Дух Живой, а сам Отец Света. Три высших божества — Первочеловек, Дух Живой и Мать Жизни — умоляют Отца Света сделать последний, “третий вызов”, в результате появляется. Третий посланник, который в свою очередь вызывает 12 дев. Они вынуждают мужских демонов тьмы извергнуть семя, от которого происходят растения, а женские демоны дают начало животному миру. Силы тьмы идут на очередную уловку. Супруга Царя Тьмы создаёт два пола, воплощённых в Адаме и Еве, для того чтобы закрепить плотское, физическое начало в мире, привязать чистый дух к тяжёлому телу. И хотя в мужчине преобладают светлые элементы, а в женщине — тёмные, оба они (и соответственно каждый человек) являются результатом смешения частиц света и тьмы.
Чтобы пробудить Адама от сна, Третий посланец призывает Иисуса Сияние, новую эманацию. Иисус Сияние раскрывает глаза Адама заставляя вкусить от древа жизни. Тем самым Иисус Сияние проложил тропу, по которой, все остальные души должны так же быть отделены от тьмы. Для помощи душам Иисус-Сияние перерождается в Ум Света, который будет с этого момента проявляться во всех следующих пророках. В манихейском учении важную роль играют луна и солнце. Из наиболее хорошо сохранившихся световых осколков создаются солнце, и луна. На обоих этих светилах находятся троны Отца Величия.
Луна по столпу славы, или сверхчеловеку, принимает свет и души с земли и передает их на солнце, которые с солнца попадут в Новый Эон Свет, где будет им вечный покой. При этом новый Эон заменит старый мир, которому суждено погибнуть. Новый Эон построил Великий строитель, Первый Архитектор.
Как только свет очиститься от тьмы и попадет в Новый Эон, мир будет уничтожен великим огнем, который будет длиться 1468 лет. Все же кто не очистится, будут помещены в могилу, из которой выбраться не смогут. Эта могила будет находиться в центре Эона Света. Но до пожара начнется Великая Война, по завершению которой явится Иисус для Последнего Суда. Представления о Последнем Суде Мани, скорее всего, взял из синоптических евангелий (Мф 25.31 сл. пар.)
После наступления полного порядка начнется третье время, но “…день, месяц, год остановятся” Все части света вернуться к Отцу Величия, вся тьма вернется в царство тьмы.
Богомильское учение.
Согласно учению богомилов, на протяжении всего периода Ветхого Завета людьми управляли силы старшего сына Отца Небесного Сатанаила и посылали на них Всемирный потоп, Вавилонское столпотворение и т.д. Иисус Христос, погибнув на кресте как смертный человек, благодаря Своей Божественной сущности сумел “разбожествить” Сатанаила, который оказался низвергнут в ад.
То есть, в результате того, что последователи учения терпели несправедливость в окружающем мире и в церкви, у них возникло представление о том, что материальный мир не может быть творением Божиим, а является делом рук Сатаны.
Отрешаясь от погрязшего в грехах мира, они пытались обрести близость к Богу и таким образом обрести спасение. Они считали, что люди могут войти в царствие небесное только при условии крайнего аскетизма.
Поэтому они отрицали, как атрибуты веры, кажущиеся им обременительными средства как например
1. Ветхий завет,
2. Церковную иерархию
3. литургию
4. мощи
5. крест
6. иконы
7. святость Богородицы, культ святых
8. строительство церквей
9. святость воскресенья.
С1018 года позиция дуализма обретала все большую значимость в представлении приверженцев движения, эманция зла смещалась все больше от падшего ангела к самостоятельному божеству.
Богомилы в своём учении опирались на элементы дуализма, как до них это делали павликиане,манихеи и евхиты.
1) “Соотношение сил Света и Тьмы в мире менялось на протяжении разных эпох. Вначале существовало абсолютное и идеальное равновесие между силами Света и Тьмы”.
В приводимых мной примерах легенд, в вариантах 3) и 6) не говорится о изначально существовавшем дуализме. В первом случае речь идет об ангеле-отступнике (ладно, допущу, что христианская дописка), а во втором – создание Богом черта (Чернобога) себе в помощники. И этот момент можно назвать ключевым, иначе встал бы вопрос “кто породил этих двух, столь разных по природе?”. И тогда мы бы снова искали верховного бога, который способен ко злу (которое проявилось в его сыне - в Сатане или Чернобоге), но выбрал быть добрым. А если вспомнить о том, что есть мнение, согласно которому Чернобог/Сатана озлобился вследствие подросткового максимализма, то один из ключевых моментов манихейства, который разбираем в этом пункте, идет из славянской веры быстрым шагом.
2) “Правитель Царства Света путем сложных актуализаций послал своего единородного сына, Первочеловека (или Сына Света), в Царство Тьмы для решительной борьбы с миром зла”.
В славянских легендах человек изначально не задумывался как оружие против зла, напротив создавать зоологическое оружие пытался черт-Чернобог (примеры в статье-исходнике – 8 ), 9) и 10)). В легенде 11) говорится о том, как черт испоганил тело и душу первого человека. У манихеев же Первочеловек – “вооружён пятью священными силами, или чудесными элементами, — светом, ветром, огнём, водой и воздухом (эфиром)”. Роль же борца с нечистью и Чернобогом взял на себя Перун. Люди, судя по всему, всегда выбирали – быть за Зло или за Добро. И выбор весьма варьировался. В манихейском учении тоже говорится о порче души людей темными силами, но там это происходит куда позднее появления первого человека.
3) “… новый Эон заменит старый мир, которому суждено погибнуть”, “Как только свет очиститься от тьмы и попадет в Новый Эон, мир будет уничтожен великим огнем, который будет длиться 1468 лет. Все же кто не очистится, будут помещены в могилу, из которой выбраться не смогут. Эта могила будет находиться в центре Эона Света. Но до пожара начнется Великая Война, по завершению которой явится Иисус для Последнего Суда”. Бесповоротная гибель мира не предусмотрена мировоззрением славян-язычников и не предсказана ни в одной из их (все указаны в исходнике) легенд о создании вселенной. А война с чертом-Чернобогом и суд над ним уже произошел в начале времен ( легенды 1) – 5)).
4) “После наступления полного порядка начнется третье время, но “…день, месяц, год остановятся” Все части света вернуться к Отцу Величия, вся тьма вернется в царство тьмы”. Подобного пророчества в языческих сказаниях не наблюдается. Исходя из этого, а так же из предыдущего пункта, с известной долей допустимости можно предположить, что славяне не считали бесконечным пребывание зла в их мире. “В самом деле: зачем стрелять по чертям и забивать осиновый кол в упырей, если зло было всегда и все равно никуда не денется?” Довольно нетипичное, если судить по всему фольклору, поведение для наших предков! Такое поведение куда более свойственно современным людям, возводящих шкурность в число первых добродетелей.
5) “на протяжении всего периода Ветхого Завета людьми управляли силы старшего сына Отца Небесного Сатанаила и посылали на них Всемирный потоп, Вавилонское столпотворение и т.д. Иисус Христос, погибнув на кресте как смертный человек, благодаря Своей Божественной сущности сумел “разбожествить” Сатанаила, который оказался низвергнут в ад”.
Согласно легендам, приведенным в исходнике, черт-Чернобог с первого же дня сотворения получал по лапам всякий раз, когда пытался что-то урвать. Какая уж там власть над людьми?! Разбожествленности черту-Чернобогу никто не устраивал (несмотря на то, что известные личности заявляли про меня , что я (как мне это льстит!) “лишил Чернобога его божественного статуса”). Идея некого божества, добровольно лишившегося жизни ради победы добра тоже нигде у славян не встречается: солнце бесконечно “умирает” и “воскресает” из года в год, как и Ярило с Костромой, но воспринимают это довольно обыденно, и не одна из их “смертей” не отличалась по последствиям от тысяч других; главный герой сказок, если и планирует умереть, то все равно питает надежду этого избежать и победу над злодеем несет уже не смерть героя, а его воскрешение.
6) “То есть, в результате того, что последователи учения терпели несправедливость в окружающем мире и в церкви, у них возникло представление о том, что материальный мир не может быть творением Божиим, а является делом рук Сатаны”.
В исходнике все приведенные легенды ясно говорят об обратном: максимальная роль черта-Чернобога в сотворении мира является аналогом труда подсобного рабочего.
Как видите, ключевые моменты манихейства и богомильства в приведенных в исходнике легендах отсутствуют. Только два момента из учения Мани можно считать схожими: о порче человека тьмой и борьбе со Злом, в которой неминуема победа добра.
Главным из этих двух моментов можно считать борьбу Добра и Зла (не циклов природы и времени, а именно понятий правды и кривды, порядка и беспредела (беспорядка, хаоса и т. п.). Такая черта называется дуализмом религиозным или религиозной же бинарностью. Кстати, замечу, что для дуализма, два вселенских противоположных начала должны быть вечными и равноправными/равновластными, а по приводимым легендам получается, что черт-Чернобог младше Бога-Белобога и не обладает ни его умением, ни его властью. Так что к данному аспекту более приемлем термин бинарность – “оппозиционная раздвоенность”.
А теперь самы большой прикол: РЕЛИГИОЗНЫЙ ДУАЛИЗМ И РЕЛИГИОЗНАЯ БИНАРНОСТЬ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ДЕТИЩАМИ НИ БОГОМИЛЬСТВА, НИ МАНИХЕЙСТВА, НИ КАКОЙ-ЛИБО ИЗ РЕЛИГИЙ, КОТОРЫХ НЫНЕ МОДНО НАЗЫВАТЬ ИУДО-ХРИСТИАНСКИМИ!
Шумер – конец IV тыс.лет до н. э.
В мифе об Энлиле и Нинлиль в роли умирающего (уходящего) и воскресающего (возвращающегося) божества выступает покровитель общины Ниппура владыка воздуха Энлиль, силой овладевший Нинлиль, изгнанный за это богами в подземный мир, но сумевший его покинуть, оставив вместо себя, жены и сына “заместителей”.
[Дуализм проявлен в наказании зарвавшегося бога и постановке оным сюжетом принципа всеобщности законов.]
В аккадском тексте о нисхождении Иштар (соответствует шумерской Инанне), равно как и в аккадском же эпосе об Эрре, боге чумы, эта идея сформулирована более отчётливо: Иштар перед воротами “страны без возврата” грозится в случае, если её не впустят, “выпустить мертвецов, поедающих живых”, и тогда “более живых умножатся мёртвые”, и угроза действует.
Об умерших людях говорится, что хлеб их горек (иногда это нечистоты), вода солона (питьём могут служить и помои). Подземный мир тёмен, полон пыли, его обитатели, “как птицы, одеты одеждою крыльев”. Представления о “ниве душ” нет, как нет и сведений о суде мёртвых, где судили бы по поведению в жизни и по правилам морали. Сносной жизни (чистой питьевой воды, покоя) удостаиваются души, по которым был исполнен погребальный обряд и принесены жертвы, а также павшие в бою и многодетные.
[Идея посмертного воздаяния еще только развивается, но уже есть деление мертвецов на “поедающих живых”, обычных и достойных (к последним относятся доблестные воины и многодетные семьи. Тут тоже проглядывает бинарность]
В шумерской мифологии сохранилось крайне мало рассказов о борьбе богов с чудовищами, уничтожении стихийных сил и т. д. (известно только два таких сказания - о борьбе бога Нинурты со злым демоном Асагом и о борьбе богини Инанны с чудовищем Эбих).
[Бинарность, ярко проявленная в борьбе.]
Аккад – примерно III тыс.лет до н.э.
По вавилонскому мифу Мардук-сын бога Эа, избранный царем в совете богов; возглавил их войну с войском первобытных чудовищ и убил предводительницу последних Тиамат (“Море”), после чего создал землю, небо и людей для обслуживания богов.
Египет – примерно XV век до н.э.
Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет. Сестры Осириса Исида (в то же время являющаяся его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. Исида зачинает от мертвого мужа сына Гора. Возмужав, Гор вступает в борьбу с Сетом, на суде богов он с помощью Исиды добивается признания себя единственным правомочным наследником Осириса.
http://godsbay.ru/orient/mesopotamia.html
Германо-скандинавская мифология – первый век нашей эры.
В мировой бездне Гиннунгагап было два мира – ледяной и огненный: Нифльхеим и Муспельхейм (метафора хаоса). Постепенно воздействуя на воду источника Гергельмир, они образовали великана Имира (хтоническое чудовище, способное к самооплодотворению и родам через конечности), который и дал начало роду Йотунов – жестоких, коварных и жадных великанов (метафора разумного хаоса и егопорождений – порочных людей). А из другой части льда корова Аудумла вылизала прародителя богов Бури. Боги убил Имира и создали из его тела мироздание. Великаны же, так же поселившиеся в нем, всячески вредили богам. Двумя следующими сюжетами скандинаво-германской мифологии стали борьба с Йотунами и подготовка к Рагнареку – решающей битве, которая уничтожит всех и обновит бытие.
Как видите, религиозная бинарность возникла в бесспорно языческих мифологиях самых различных народов за сотни и тысячи лет до возникновения манихейства (3 век нашей эры) и богомильства (10 век нашей эры). [Если, конечно не пробовать метод Носовского и Фоменко!]
Поэтому, указанные в исходной статье легенды, можно считать исконно-языческими с христианскими мотивами в оформлении.
Лифантьев С. С. (Скрытень Волк)
АНАЛОГИЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: Д. Громов.Восточнославянские дуалистические легенды
о сотворении мира
|